Меню

Похожие статьи

Последние записи

8 вопросов, которые способны спасти вашу студийную запись

By Teri Danz Если бы музыканты делали детальный «разбор полёта» каждой прошедшей звукозаписи, задаваясь вопросом, почему же она всё-таки провалилась, то многие из них смогли бы...

Как подготовиться к проведению клубного концерта

Автор: Арамаис Калтахчан Каждый концерт является важным мероприятием в жизни музыкального коллектива. В данном случае мы будем рассматривать его не с творческой стороны и не с...

Основы авторских прав. Как защитить свою песню?


Asmik
Основы авторских прав. Как защитить свою...
Опубликовано от Asmik

Сложно в краткой статье изложить все нюансы авторского права. В случае возникновения практической необходимости, сложных вопросов или перед подписанием какого-либо договора желательно проконсультироваться в специализированном агентстве или адвокатском бюро. Тем самым вы сэкономите время и, самое главное, существенные средства.

Попробуем изложить самые основы:

Авторские права охраняются законом. В настоящее время авторские права защищены в течение 70 лет со дня смерти автора. Соответственно, после смерти автора авторские права переходят к его наследникам.

До истечения этого срока любое публичное исполнение произведения должно быть согласовано с правообладателем (владельцем прав на произведение). Из этого следует, что любое публичное исполнение кавер версий, у которых еще не истек срок охраны авторских прав, не согласованное с правообладателями, является незаконным.

Учитывая большое количество кавер групп, выступающих на корпоративных вечеринках, в клубах и ресторанах можно предположить, что мало кто из них получает официальные права на исполнение произведений. Здесь хотелось бы отметить два момента:

1. Все это до поры до времени. Пока контроль в этой сфере не столь сильный, но можно предположить, что он будет усиливаться. В любом случае, данный факт необходимо иметь ввиду.

2. Если вы официально получите права на исполнение принадлежащих другим произведений из вашего репертуара – у вас появится конкурентное преимущество перед другими кавер группами. По закону если вы выступаете на площадке (в клубе, ресторане и т.п.), то ответственность перед законом несете не вы, а площадка. Если у вас все официально, вы можете всегда сказать, что, приглашая вас, они рискуют намного меньше, чем приглашая группы, у которых нет официального разрешения на исполнение произведений.

Владелец авторских прав может разрешить или не разрешить кому-либо использовать свое произведение. Он же получает вознаграждение за использование (исполнение, публикацию и т.п.) его произведения на основе договоров о передаче прав на исполнение.

Авторские права могут быть переданы другому лицу или организации на тех или иных условиях.

Можно отметить полную передачу авторских прав, когда автор уже не может принимать никаких решений об использовании своего произведения. Соответственно все доходы от использования этого произведения будут поступать новому владельцу. Но и в этом случае новый владелец должен будет указывать автора произведения.

Полной передачи авторских прав обычно требуют продюсеры и издатели (музыкальные лейблы). Их логика проста – «Мы вложим большие деньги в то, чтобы сделать произведение популярным. Нам надо будет эти деньги вернуть, соответственно мы должны будем получать вознаграждение за использование произведения». В таких случаях они предлагают фиксированную сумму авторам за передачу авторских прав. Необходимо отметить, что в этом случае они несут существенные финансовые риски, и их подход в чем-то оправдан.

Чаще используется частичная передача авторских прав. Как правило, она ограничивается по срокам и по формам использования произведения.

Например, в договорах с лейблами срок обычно ограничивается 5 годами и, как правило, касается распространения фонограммы, т.е. не включает в себя живое исполнение.

При передаче авторских прав советуем тщательно изучить предлагаемые в договоре условия. Постарайтесь максимально сузить передаваемые права, как по сроку, так и по формам использования. Обратите внимание на следующее:

  • Что вы получите, кроме разового вознаграждения. Сколько средств будет вложено в продвижение произведения и вашего имени. Что конкретно будет сделано для вашего продвижения.
  • Срок, на который передаются авторские права. Обычно это 5-7 лет. Логика простая — если песня или группа станут супер популярными, то это заслуга продюсера и он вправе вернуть вложенные средства и получить прибыль. Если по истечении этого срока популярность не падает, то в этом есть заслуга не только продюсера, но и авторов произведения. По окончании срока договора авторы смогут в полной мере воспользоваться плодами популярности и получать вознаграждение самостоятельно.
  • Права на какие формы использования произведения вы передаете. Постарайтесь не передавать лейблам права на живое исполнение, распространение (платное или бесплатное) через электронные каналы (интернет, мобильные сети и т.п.), использование в качестве рингтонов для мобильных телефонов, использование в качестве саундтреков для фильмов, использование в видео произведениях, включая клипы и т.п. Чем больше прав вы оставите себе, тем лучше для вас. Часто происходит ситуация, когда лейбл не хочет вкладываться в съемку клипа, а если вы будете снимать его самостоятельно, то будете обязаны платить лейблу за использование произведение, т.к. уже передали ему права.

При ведении переговоров о передаче авторских прав, обратите внимание на то, что реально нужно приобретателю. Обычно те, кто приобретает авторские права, стремятся максимально расширить этот список, включить все возможные формы использования произведения. Например, лейбл волнует только продажа дисков. И если их желание контролировать распространение музыки через интернет вполне оправдано, то живое исполнение, создание клипов или использование в качестве саундтреков будет только способствовать продажам дисков. Постарайтесь это мотивированно объяснить в ходе переговоров.

К сожалению, существует большое количество желающих получить ваши авторские права, ничего не предлагая взамен. Это и продюсеры и продюсерские центры и лейблы. Они хотят получить ваши авторские права на всякий случай. Вдруг вы пробьетесь самостоятельно и потом будете вынуждены платить им за собственные выступления.

Еще раз перечислим, на что следует обратить внимание, передавая свои авторские права (полностью или частично):

  • Что вы получите взамен. Будут ли действия приобретателя способствовать тому, что вы или ваше произведение станут популярными.
  • Четко оговорите в договоре, что будет сделано (запись диска, издание диска (тираж), презентация альбома (где будет проходить, сколько человек будут приглашены, сколько будет журналистов), распространение диска (по каким каналам), запись клипа, ротация на радио, ротация на ТВ, публикации в СМИ (количество) и т.п.
  • Четко оговорите срок, на который передаются авторские права.
  • Постарайтесь максимально сузить передаваемые права по формам использования произведения. Постарайтесь оставить за собой права на включение отдельных композиций в сборники, издаваемые другими издателями.
  • Ну и обязательно проконсультируйтесь с врачом =) В нашем случае – с юристом.

Сбор авторского вознаграждения — важный элемент работы в сфере защиты авторских прав. С этой задачей прекрасно справляется РАО. Вполне разумно заключить с РАО агентское соглашение на сбор вознаграждения за использование ваших песен на радио, в клубах, ресторанах, магазинах, интернет и т.п.

Авторские права не требуют регистрации. В отличие от товарных знаков, изобретений и т.п. они принадлежат автору с момента создания произведения.

Как же защитить свое произведение от воровства. Если произведение опубликовано (издана книга с литературным произведением или музыкальный диск), то это достаточно просто. При издании произведения на официальном лейбле всегда имеются выходные данные, включаю дату публикации. После этого, кому-то сложно будет оспорить ваши авторские права.

Если произведение ранее не  публиковалось, то требуются дополнительные меры защиты. Ведь обычно начинающие авторы, для того чтобы опубликовать свое произведение вынуждены рассылать его продюсерам, на радио и т.п. В этом случае оно становится уязвимым.

Чтобы защититься, надо вооружиться доказательствами, что оно было создано вами до определенной даты. Самый простой способ – отправить самому себе заказную бандероль с вложенным диском или литературным произведением. В этом случае, на бандероли будет печать почты с датой отправки. Храните бандероль, не распечатывая ее, и, если кто-то опубликует ваше произведение под своим именем, в суде вы сможете предъявить эту бандероль – что докажет наличие у вас этого произведения до даты на почтовом штемпеле и соответственно до даты публикации другим лицом.

Второй путь — депонирование произведение в Российском Авторском Обществе – РАО. Процедура простая, вы приносите свое произведение, платите небольшие деньги, и РАО фиксирует дату, когда вы его принесли.

Кроме того, пригодятся и дополнительные доказательства. Наличие черновиков, исходных музыкальных файлов (до окончательного сведения). Может пригодиться и публикация в Интернет на соответствующих порталах, где фиксируется дата закачки файла. Правда в этом случае, для суда вам понадобится официальное письмо от портала с указанием даты размещения звукового файла.

Фонограмма – это самостоятельный продукт и соответственно, самостоятельный объект авторских прав. Имейте в виду, что получая у авторов права на запись песни, вы должны получить и права на использование фонограммы.

Если песня написана кем-то из участников группы, то никакие договора обычно не заключаются. Сложилась практика, что права на использование фонограммы будут принадлежать группе (или ее продюсеру), а приглашенные музыканты получат разовое вознаграждение и не будут иметь претензий на авторские права на фонограмму. Но на самом деле любой музыкант, принимавший участие в записи, может в дальнейшем потребовать свои права на фонограмму через суд. Правда, если он сможет доказать факт своего участия в записи этой композиции.

Соавторство – явление, часто встречающееся в области авторских прав.

В песне, если автор слов и музыки – разные люди, авторские права принадлежат каждому из них на соответствующую часть произведения (каждому из них на текст и на музыку соответственно). Музыку или текст, в свою очередь, могут написать несколько человек. В этом случае все они будут соавторами. По умолчанию, если в договорах не указано иное, авторские права делятся между соавторами в равной степени. В то же время, по договоренности между соавторами (например, один из них написал только припев) авторские права и соответственно авторское вознаграждение может делиться в любой пропорции, например 25% и 75%.

Приведем такой пример. Есть песня, где музыку написали Иванов и Петров, а слова – Сидоров. В этом случае права на музыку будут принадлежать Иванову и Петрову. Они смогут использовать музыку без текста без согласия Сидорова. Права на слова песни (стихи) принадлежат Сидорову. Он может использовать этот текст (например, включить в сборник стихов) без согласия Иванова и Петрова. А права на песню, как самостоятельное произведение, будут принадлежать всем троим.

То, что авторские права принадлежат всем соавторам абсолютно правильно. Но иногда это может вредить бизнесу. Например, если одни из авторов уходит из группы, то он вправе запретить исполнение этого произведения. Суд может встать на вашу сторону, если вы докажете что запрет соавтора мешает вам как соавтору реализовать свои права, а его запрет вызван исключительно стремлением нанести вам ущерб.

Когда совместные права на произведение передаются третьей стороне, то появляется единственный обладатель всех прав на произведение и эта проблема снимается. Если же вы исполняете произведения созданное участниками группы, то в этом таится скрытая опасность.

Арамаис Калтахчан, Ирина Тулубьева

Ирина Тулубьева – специалист по авторскому праву, основатель юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры»
http://tulubieva.ru/

Показать ещё комментарии (0)

Комментарии

Похожие статьи

Интересное

Как подготовиться к проведению клубного концерта

Автор: Арамаис Калтахчан Каждый концерт является важным мероприятием в жизни музыкального коллектива. В данном случае мы будем рассматривать его не с творческой стороны и не с...

Опубликовано от Asmik
Интересное

Фантастический успех Чебурашки в Китае и в Японии

Уже прошло более 50 лет, как Эдуард Успенский придумал Чебурашку. Фантастический успех Чебурашки во всем мире продолжает восхищать до сих пор. Эдуард Николаевич придумал...

Опубликовано от Asmik