Учимся играть как Принс!

автор: Jesse Gress

журнал GuitarPlayer

Даже если бы Принс — певец, мультиинструменталист, композитор, продюсер, актер и просто сенсация мирового масштаба – никогда не брал в руки гитары, он все равно был бы в музыкальном мире основной фигурой, с которой в первую очередь следует считаться.

Принс в одиночку записывал сольные альбомы, когда ему было двадцать лет. В его раннем творчестве чувствуется влияние Стиви Уандера, Майлса Дейвиса, Дюка Эллингтона, Биттлз, Джимми Хендрикса, Тодда Рандгрена и Джонни Митчела, а также гигантов соул-музыки и ритм-этд-блюза – Джеймса Брауна, Слая и Фэмили Стоун, Ларри Грэма и группы Jackson 5.

Он вошел в историю как музыкант, который создал «Миннеаполис-звук» и вернул фанк-музыку на ее законный трон в пост-диско-эпоху конца 70-х — начала 80-х годов.

Добавьте к этому хитовый фильм и три с лишним десятилетия звукозаписи, и Вы получите одну из крупнейших империй в музыкальном бизнесе, которой владеет и управляет стопроцентный Художник, контролирующий свою собственную работу. А еще он прекрасно играет на гитаре =)

С момента своего дебютного For You (1978), до последней работы 20Ten, Принс прокладывает новые пути, изобретает самые роковые, самые фанковые, самые рискованные гитарные ходы, записывавшиеся когда-либо.

Прослушайте любой из его 35 дисков от начала до конца (а именно так надо слушать записи) – Вы совершите путешествие по  миру звуков самых разнообразных гитарных стилей и оттенков, от изысканно-утонченных до  вызывающе-наглых.

Полный обзор гитарного  разнообразия уникального стиля Принса занял бы слишком много места. Вот его сокращенная версия: от чувственных R & B  баллад (“Crazy You” из альбома For You, “Sea of Everything” из 20Ten, “Purple Rain”) через чикенгриз фанк (жирный фанк) (“Sexy Dancer”Prince,Party Up Dirty Mind, “It’s Gonna Be a Beautiful Night”Sign othe Times, “We Gets Up”Emancipation, “Mr. Pretty Man”Rave Un2 the Joy Fantastic) и заразительных танцевальных поп-композиций (“1999” и “Little Red Corvette” из 1999, “Let’s Go Crazy” из Purple Rain) к гитаро-центричному Утопическому рок-н-роллу (“Why You Wanna Treat Me So Bad?” и “Bambi” из Prince; “I Would Die 4 U”Purple Rain, “Anna Stasia” и  “I Wish U Heaven”LoveSexy, “A Million Days” из Musicology), с вылазками на территорию Бека и Хендрикса (“Bob George” из The Black Album); джаз-рок фьюжн с оттенком «возвращения-к-истокам» (большая часть The Rainbow Children и N.E.W.S);  экспериментальные звуковые пейзажи, которые заставили бы умереть от зависти слонов Эдриана Белью (“Computer Blue,”Purple Rain; “Play in the Sunshine,” - Sign o’ the Times) и даже дань почтения Жако и Джонни («So Blue» из For You). Список можно продолжать до бесконечности.

Хотя Принс избегает разговоров об инструментах, на  концерте «2004-live» он использовал несколько своих любимых гитар – гитару из цельного дерева  Hohner Tele 70-х годов, заказной Schecter «Habibe», Schecter-копия  гитары “Cloud” (которую изготовил Девид Рузан), Ibanez – модель Джорджа Бенсона, и  Fender Stratocaster, оснащенный хамбакером и  механикой Floyd Rose tremolo. Плюс педаль оснащенная полудюжиной стомпбоксов фирмы Boss, «вау» — Dunlop CryBaby и  Dunlop Rotovibe. Все инструменты были подключены к усилителям Mesa Boogie Heartbreaker, которые выдавали звук на колонки Recto 2×12.

В одном из редких интервью для GuitarPlayer в июле 2004 Принс высказал свою точку зрения на состояние «гитарных дел» — эта точка зрения все еще актуальна и сегодня:

«Ребята нынче не учатся играть правильно. Когда появились Jackson 5, они должны были соревноваться с Funk Brothers и Смоки Робинсоном, они должны были пахать, чтобы чего-то добиться. Я хочу иметь возможность преподавать тот материал, потому что молодежь должна узнать все это — никто не учит их основам. Понимаете, многие начинающие недостаточно работают над ритмом; а если нет ритма, лучше заняться вышиванием или еще чем-нибудь. Следующим важным моментом является высота звука. Это очень важно. Либо ты «находишься в мелодии», либо остаешься за её пределами. Когда Вы поймете эти вещи, Вы сможете научиться играть соло».

Вы его слышали. И теперь приступаем.

ВО-ПЕРВЫХ

(ОСВАИВАЕМ ФАНК РИТМЫ)

В ожидании  мастер-класса, давайте хорошенько усвоим умом и телом, где именно каждая шестнадцатая (основная ритмическая единица большинства фанк-ритмов) живет в пределах одного такта.

 

Упр.1а —  дюжина многофункциональных аккордов Принса, сгруппированных в шесть пар.

Ознакомьтесь с этими аккордами, а затем выберите один (или даже просто одну ноту). В удобном для  Вас темпе, выполните Упр.1b – это позволит закрепить понимание месторасположения каждой шестнадцатой ноты в ритмической сетке. Следите за тем, как обратное движение правой руки в паузах помогает Вам поддерживать темп. Для экономии места это и последующие ритмические упражнения написаны в 2 / 4. Я рекомендую, для полного раскрытия потенциала упражнения, следующий режим практики — сначала играем каждое упражнение  на 2 / 4, с последующими двумя долями отдыха. Затем играем каждое упражнение  дважды, как написано (с повторами) для создания полноразмерных 4 / 4 с паузами на второй и четвертой четвертях. Наконец меняем местами — пауза в первой и третьей четвертях, а играем на второй и четвертой.

Подсказка: Пробуйте играть каждое упражнение, используя свинговые шестнадцатые при 85-100 ударах в минуту.

Можно также объединить оба этих подхода и играть каждый мотив на всех четырех четвертях, однако для некоторых это  может быть слишком сложно. Помните, что в фанке пространство между нотами настолько же важно, насколько и  сами ноты. Подобным же образом выполните 1c1f. В каждом упражнении акцентируйте первую, вторую, третью и четвертую шестнадцатые ноты соответственно. Играйте до тех пор, пока полностью не овладеете всеми этими ритмическими рисунками, какими бы простыми они Вам не казались, Ваша цель – выучить, впитать их — научиться слышать и узнавать их в повседневной жизни – при ходьбе, в разговоре, во время набора номера или смс, в звуках вокруг Вас, производимых человеком и природой. Поверьте мне, фанк везде!

 

ВО-ВТОРЫХ

Две акцентированных шестнадцатых на каждый такт в  Упражнениях - 2f удваивают наше удовольствие. Они охватывают все возможные ритмические сочетания в пределах одной доли. Даже всего с двумя нотами в такте Вы наверняка узнаете некоторые из классических ритмов фанка (упражнения 2a, 2c и 2e, в особенности). Играйте их так же, как и предыдущие упражнения и наградой будет дюжина фанк-ритмов, многие из которых, возможно, уже узнаваемы Вами. Будьте готовы заниматься долго — часы, дни, недели или даже месяцы, чтобы впитать эти ритмы, чтобы они были у Вас в голове, в руках, в сердце.

А затем…

 

В ТРЕТЬИХ

С упражнениями - 3d на нашей прекрасной вечеринке появляются прекрасные строенные (от цифры 3)  шестнадцатые ноты и все их четыре перестановки, подходящие для любого размера. (Совет: Упражнение 3b — особенно соблазнительно.) Опять, следуйте тому же порядку работы, что и раньше. И, как и раньше, Вы будете вознаграждены десятком фанковых ритмов, многие из которых Вы, наверное, уже узнаёте. Одолев эти важные элементы, Вы будете готовы стать настоящими рыцарями фанка (автор статьи использует слово собственного изготовления – фанкётрами – прим. перев.)


ГОТОВЬ АТАКУ!

Для любой фанковой ритмической фигуры, важно не только какие ноты и ритмы Вы играете, но и то, как Вы их играете. Существует три базовых фанк-атаки: чика, чанк и чоук (the chika, the chank, and the choke). (Подсказка: об их происхождении и другие подробности рассказывает прекрасный урок  Джуда Голда  в майском номере 2007 года, с участием гитариста Майка Скотта, который долго играл с  Принсом). Звукоподражательная чика, где каждая шестнадцатая нота, которая не играется, заменяется «чиком» по приглушенным струнам, будь то одна нота, созвучие, или аккорд. Стаккатный чанк-эффект достигается быстрым отпусканием струн сразу же после удара по ним. Приглушите звук (чик) на всех шести струнах (чика-эффект состоит из двух нот) и создайте непрерывный поток шестнадцатых в Упр.4a , а затем сформируйте редкий ритм интегрированный в Упр.4b - аккорды   либо отдельные приглушенные (чоук)  ноты, как показано на рисунке. Чоукнутые однонотные линии обычно играются активными ударами по всем шести струнам, при этом пальцы левой руки (иногда и большой палец в том числе) приглушает все струны, кроме одной. Прием используется, когда надо сыграть что-то с действительно очень мощной атакой. Упр.4c иллюстрирует чанкF7 надо сыграть и тут же отпустить. Делать это надо в ритме, который является соединением Упр. 1b и  Упр. 3b. наоборот (Совет: Попробуйте аппликатуру F7 из второй пары в Упр. 1).

В Упр. 4d показана еще одна атака с использованием фирменных четырехзвучных аккордов Принса (Average White Band  также использует их в «Pick Up The Pieces»). Можно считать,  что это Fm7add4 (или Fm11) – I (первой ступени)-минорный аккорд. Либо C7# 9sus4 (или Cm11) V доминантовый аккорд — в зависимости от ноты в басу. В этом гибком рисунке играются все шестнадцатые. Они могут быть акцентированы свободно, как в первом такте. Можно так же украсить рисунок характерными полутоновыми слайдами, как показано во втором такте. После того как Вы разучите эти приемы, попробуйте применить их к Вашим любимым ритмам из упражнений 1, 2 и 3. Когда Вы полностью освоите каждый из них, ключом к замку королевства фанка станет (опять словотворчество автора – фанколевство – прим. перев.)

 

ВСЕ ЭТО ВМЕСТЕ

Теперь, когда у Вас есть все необходимое для исполнения бессчетного количества фанк-фигур собственного изготовления, пришло время все эти разрозненные одно-, двух-, трех- и четырех-нотные группировки шестнадцатых нот собрать в обалденную фанковую партию ритм-гитары! Многие фанковые ритм-фигуры Принса обычно охватывают два такта и в течение этого периода времени имеют структуру «вопроса-ответа». Обратите внимание на знакомую ритмическую фигуру, которая появляется в Упр. 5а, когда мы добавляем второй такт (состоящий из Упр.2a и «перевернутого» Упр.3b) вместе со вторым аккордом (F7sus4) к F7 из Упр. 4c. Идея понятна? Для большей ясности используйте чанк, как написано. Или добавьте, если хотите, чик.

 

Упр.5b показывает двухтактный однонотный рисунок  на основе D7- идеальный  для чоук. (Совет: Попробуйте сыграть последние три ноты во втором такте, как стаккато восьмых).

Упр.5c - хороший пример фанковой «вопрос-ответ-фразировки». «Вопрос» — это характерное верхнерегистровое движение F#m7 в первом такте (ритм упр. 3с наоборот); и «ответ» во втором такте — менее акцентированным F#m6 (соединение ритмов упражнений 2b и 1b), сыгранным на октаву ниже.

Медленные фанковые ритмические ходы обрамляют контрастирующие фигуры в Упр.5d, в котором используется один верхнерегистровый Bm13, плюс его нижний хроматический сосед. Пусть тридцатьвторые ноты не пугают Вас. Просто удвойте темп и продолжительность каждого аккорда (и паузы), и Вы увидите, что это – всего лишь ускоренное сочетание ритмов из упражнений 3b, 1e, и 2б, соответственно. И теперь, когда все у Вас готово, давайте…

 

ПРОКАЧАЙ СВОЙ ФАНК

 

В арсенале Принса можно найти несметное количество фанковых ритмических фигур для двух гитар, которые двигаются вместе точно и слаженно, как швейцарские часы. Иногда партии частично совпадают или имеют одинаковую ритмику, потом разрешаются в противоположные мелодические и ритмические линии. Такой подход – «все вместе – более фанково, чем сумма отдельных элементов» - ярко выражен в Упр. 7а, в котором первая гитара приглушена и играет октавы по одной ноте на основе В7, и эта фигура объединяет в себе ритмические рисунки из  Упр. 1a, 2a, 2f и 2d. Стаккатные аккорды второй гитарной партии соответствуют ритмическому рисунку из упражнения 1а и включают в себя F#m6 из Упр. 5c, превратившийся B7.

В Упр. 6b для двух гитар септаккорд A7 акцентирует внимание на взаимодействие между первой гитарой, с ее квартовыми слайдами, и повторяющимся риффом второй гитары (особенно в первом такте) перед тем, как сойтись в терцию и ритмический унисон на третьей доле второго такта.

Иногда Принс в одиночку звучит, как два гитариста вместе (или даже как духовой оркестр), хороший пример —  импровизированный аккомпанемент в F7 из упр. 6с, в котором точные слайды мажорными терциями  в первом такте дополняются взрывом фанковых аккордов  F6/9 или F9 в стиле Джеймса Брауна.

Теперь возрождение фанка – дело Ваших рук и фантазии.

 

 

ЗАЖИГАЙ!

Принс-солист может взорваться, отпустив все свое неистовство. Иногда он сдерживается, но в нужный момент разражается шквалом шестнадцатых триолей,  приправленных экзотическими полутонами. Пример — гитарный запил Dm, в Упр. 7а и V-I (F Bb) в Упр. 7b.

Ну а теперь, вернемся немного назад, к обычным шестнадцатым – это как бы короткий отдых на зараннее подготовленных позициях. Упр. 7с превращает гибридную E минорно-мажорную пентатонику в фьюжен-прогулку а-ля Ян Хаммер.

Упр. 7d - смесь шестнадцатых, шестнадцатых триолей  и тридцать вторых нот в восходящем ритмическом движении первой части, сменяется во второй половине уменьшенным звукорядом от Е, который обеспечивает экзотическую мелодическую подготовку к «Запповскому запилу» (Zappa-esque)  Е7#9.

В тот самый момент, когда Вы решите, что Принс ушел слишком далеко, он вернется обратно с помощью чего-нибудь вроде упр. 7е – жирный фанково-блюзовый съезд в Е (Ларри Грэм нервно курит в сторонке, а Бутси вспыхивает жемчужно-белой улыбкой). Экспериментируйте, и Вы увидите, сколько разных вариаций этих риффов можно придумать, потому что главное, как говорит Художник — добавить свою индивидуальность: «Я не люблю говорить об инструментах и оборудовании, потому что люди сразу же ломанутся в магазин, в надежде, что накупив всего этого барахла они зазвучат, как я. Это фигня. Покупайте себе то, что хотите и находите свое собственное звучание. Если Вам необходим кто-то, за кем нужно следовать – для начала послушайте что-то вроде Айка Тернера — он действительно крут. Или Джеймса Брауна, который поведен на ритме. Добавьте сюда немного красок Джонни Митчелла – и Вы сможете чего-то достигнуть».

Ну? И чего же Вы ждете? Добавьте немного Принса, в остальном – дело за Вами!

About The Author

Maria

Other posts by

Author his web site

Your Comment

 









fv4