Развитие искусства DJ в современных реалиях российской клубной индустрии

автор: Игорь Фомичев

DJ Neither Am I

Клубная культура России, как, наверное, и все остальное в этой стране, имеет очень своеобразную и обособленную историю развития.

И как все направления, выходящие из андерграунда и перерождающееся в мэйнстрим, клубная культура обречена постепенно подстраиваться под вкусы и желания потребителей.

Применяя здесь термин «андерграунд», я скорее имею ввиду сообщество заинтересованных людей, знающих тематику своего увлечения (лейблы, релизы, резидентов), разбирающихся в материале и умеющих объективно оценивать свое творчество.

Таким образом, основные направления клубной музыки начинают приобретать все более коммерческий вид, что без сомнения является препятствием для творчества, где лейблы стараются скорее угодить ожиданиям потребителя, чем открывать новые таланты.

Показателен пример некогда лучшего Progressive Trance фестиваля — Sensation White. Из Мекки для всех поклонников данного направления, где в свое время лучшие диджеи мира представляли свои эксклюзивные миксы, он превратился в яркую картинку для потребителей, которые возможно из фильмов и рассказов друзей слышали про интригующее и немного запретное слово «Рейв», рассказы про тысячи человек, поднимающих руки к свету лазеров, про особый дух и философию единения, объединявших посвященных в это таинство людей.

Все это манило людей далеких от клубной музыки, чьи музыкальные пристрастия формируют чарты FM Радиостанции, которые обязаны зарабатывать деньги для акционеров, и не имеют  возможности проводить музыкальные эксперименты. В итоге это испортило лучший фестиваль мира, сделав из него облегченное и полезное, «без калорий и сахара», «примесей и консервантов» рекомендованное для всех возрастов и музыкальных предпочтений событие, лишенное прежнего духа и философии.

Во многом этот пример демонстрирует общее положение дел клубной индустрии во всем мире. Это закономерный и вполне логичный итог. Нельзя сказать, что House и Trance мертв, но скорее всего он уже в фазе своего заката, и это не есть плохо, это круговорот природы, и конец эры одних направлений дает толчок к развитию других, пока что экспериментальных жанров, который впоследствии пройдут весь этот путь заново.

История развития DJ культуры в России

После развала советского союза во все еще лихорадившую перестройкой Россию начала проникать клубная культура. В первых клубах зазвучало Techno и новомодный House, который за несколько лет до этого начал свое победоносное шествие по миру. Выросший из северного соула, он вполне удовлетворял потребностям клаберов, которым на волне нового наркотика «Экстази» понадобилась музыка, имеющая четкую ритмическую структуру, прямую бочку и воздушные синтезаторные партии.

В тот период у нас появились первые DJ, они были медиаторами и проводниками музыкальной стилистики. Ввиду полного отсутствия информации о треках и исполнителях, посетителям клубов приходилось полностью доверять их вкусу. И ожидания их были оправданы, поскольку винил закупался исключительно за рубежом и был крайне дорог по российским меркам, к выбору материала все без исключения DJ подходили очень ответственно, так как не могли разбрасываться деньгами и только лучшие треки доходили до наших клубов.

Так постепенно воспитывался вкус к музыке, появились клаберы, которые могли отличить профессионала от дилетанта, играющего все подряд. Именно поэтому DJ, появившиеся в то время, до сих пор находятся в тренде и востребованны в нашей стране. За их плечами огромный опыт формирования клубной индустрии «с нуля», в такой невосприимчивой ко всему новому стране как Россия.

С ростом благосостояния и улучшением экономического положения клубов становилось все больше, профессия набирала популярность, стали появляться первые DJ школы, такие как организованная в 1997 году школа Славы Финиста, практически все выпускники которой добились большого успеха. Клубному бизнесу приходилось конкурировать с многочисленными рок событиями в музыкальном мире, что не давало расслабляться ни организаторам, ни самим DJ.

Время шло, и, как две стороны одной медали, развитие медиа рынка привело с одной стороны к всплеску интереса и осведомленности в клубной культуре, с другой -породило огромное количество диджеев. Перепроизводство кадров положило начало разложению всей DJ культуры в целом.

Когда арт-директора стали оперировать аргументами плана «Тебе повезло, что тебя вообще позвали, у меня еще 10 человек хотят играть, так что — либо играешь за бесплатно, либо не играешь вовсе»? отсутствие денег лишь подтолкнуло наше, итак не привыкшее платить за интеллектуальную собственность общество, к еще большему развитию пиратства.

Люди качают треки из серии «Есть в более менее приемлемом качестве», сеты потеряли свою индивидуальность под давлением трендов. Приходится ставить проверенные коммерческие треки, которые будут приносить выручку бару, а значит похвалу со стороны начальства и возможность играть дальше.

В процветающем безвкусии одна проблема усугубляет другую, и все это превращается в некий замкнутый круг.

Отдельно можно отметить, что вакантные места DJ распространяются в большей степени через друзей. Это способствует ситуациям, когда человек буквально за неделю готовится к первому выступлению и физически не может уделить сбору коллекции адекватное время.

Очень удивляет, что в десятимиллионной Москве, послушать Minimal, Tech House,Drum’n'Bass, Psychedelic trance , Hardcore, Experimental можно лишь в единицах клубов, идущих на стилистические жертвы скорее от безысходности, чем от интереса к данным направлениям, и поэтому ожидать качественного звука и света, увы, не приходится.

Исключение, пожалуй, составляет лишь Drum’n'Bass, ставший национальным андерграунд направлением, собирающий огромные стадионы в Москве и Питере, и Minimal, где время от времени организаторам удается делать очень достойные привозы. И проблема состоит здесь скорее в странном отсутствии вкуса у людей, нежели в неплатежеспособности или неосведомленности — стандартным проблемам, которые являлись препятствием в организации масштабных эвентов на протяжении 90-х.

С чего начать?

Итак, получается, что при всех сложившихся обстоятельствах, человеку, который желает начать карьеру с нуля и который не имеет связей в клубной индустрии, придется стать в три раза сильнее своих конкурентов.

Посему вот несколько советов, которые помогут разумно построить процесс своего совершенствования с максимально продуктивным результатом.

Выбор аппаратуры

Первая и самая главная ошибка начинающих диджеев — это погоня за аппаратурой. Люди, не сталкивавшиеся с саунд-продюсированием электронной музыки, наивно полагают, что самое лучшее и дорогостоящее оборудование позволит им быстрее овладеть вершинами мастерства. Это в корне не правильный подход, так как стоимость профессионального оборудование складывается из возможностей, которыми в домашних условиях все равно не получится воспользоваться.

Скажем, производители CD-проигрывателей  вкладывают огромные деньги в разработку «вертушек», защищенных от  сильных вибраций, тепла, магнитных полей. Стабильность позиционирования  лазера достигается за счет инновационных и дорогостоящих технологий, что естественно влияет на цену. На самых масштабных рейвах суммарная мощность звука достигает 300 КВт, к этому добавляются 2-3КВт мониторы DJ, мониторы сцены, если DJ работает с музыкантами или MC, огненные фаер шоу, зашкаливающее количество лазеров, прожектора подсветки, общее свето-шоу, рековые стойки с эффектами, мониторы с камер из зала — все это дает чудовищную нагрузку состоящую из жары, вибраций и поднятой пыли на проигрыватели, не говоря уже о 20-ти часах непрерывной работы на пределе мощности…

Имеете ли Вы дома такие условия? Думаю, что нет, следовательно, нет  смысла переплачивать за порог прочности данного устройства. В любом случае, даже у самых совершенных на сегодняшний день вертушек, примерно схожий спектр возможностей. Исключение составляют более функциональный редактор петель, который 100% не будет применим диджеем новичком, и более удобный TFT дисплей для отображения информации о треке, с отсутствием которого можно вполне смириться.

Если выбор все равно падает на вертушки и микшер, то основным приоритетом должен стать микшер, так как он содержит блоки эффектов, количество и качество которых напрямую зависит от цены. Альтернативными и, по моему мнению, более выгодными по цене, могут стать, так называемые MIDI контроллеры, такие как VESTAX серии VCI, и более дешевые, но стабильно качественные HERCULES. Естественно для использования контролеров Вам понадобится ноутбук, но в современном мире почти у каждого такой имеется дома.

Преимущества,  которые Вы получаете, являются неоспоримыми. Самое главное — это мобильность. А для новичка самым важным является необходимость, что называется, набивать руку. Людям не творческих профессий скорее всего не знаком термин сценического волнения, контролирование которого, является неотъемлемой частью работы музыкантов любого уровня.

Согласитесь, что не будет много пользы от заученных дома действий, если Вас переполняет ужас при виде зрительного зала.

С MIDI контроллером, который поместится в любой рюкзак, Вы сможете начать практиковаться на каждой вечеринке в компании друзей.

Современное программное обеспечение, такое как «Serato ITCH» входящее в комплект всех проигрывателей VESTAX, так же позволит Вам получить наглядное представление о структуре волны, так называемой сигналограммы, наглядно представленной в этой программе.

Кроме того цена, которая начинается от 10000 рублей за самую бюджетную версию и 30000 рублей за самую продвинутую, как минимум в 2-3 раза ниже аналогов из разряда «железных» вертушек.

Оставшиеся деньги можно вложить в составление коллекции, что и является второй проблемой.

Составление коллекции

Я знаю, у нас не принято платить деньги за медиа, но даже не рассматривая все с позиции справедливости, где человек, вложившийся в дорогостоящую аппаратуру, вложивший многолетний опыт в свое творчество, должен получить за это материальную отдачу, а говоря просто о практичности, ведь каждому диджею известны случаи, когда нарезанный за два часа до выступления трек на диск начинает плавать по скорости или еще хуже оказывается моно-несовместимым, из-за чего начинают выпадать отдельный звуки и партии, что становиться настоящим позором, поскольку людей не интересует почему и вследствие чего из колонок не звучит трек. Если Вы покупаете в интернете треки в цифровом виде, или винил и CD в магазине, Вы можете быть уверены в качестве и в том, что звук будет на высшем уровне. Что даст Вам дополнительную уверенность на сцене и более тщательный подход к подбору музыки, так как то, за что мы платим, мы выбираем тщательней.

От теории к практике

Третья проблема — нежелание изучать физику звука и сопутствующие ей материалы. Никто не говорит о том, что до начала своей карьеры Вы должны досконально знать весь курс звукорежиссуры, но согласитесь странно, когда человек водит автомобиль, не зная куда заливать бензин, как происходит зажигание и для чего нужен антифриз. Схожая ситуация и в DJ-инге, Вы должны давать себе отчет, что это профессия, и если бы все было так просто в мире, кругом были бы одни DJ.

Именно количество совокупных знаний о музыке, о жанровой стилистике, о звукорежиссуре и технике написания музыки, знание своих треков и того, что играют другие, умение анализировать свои ошибки и извлекать из них урок позволяют некоторым индивидуумам зарабатывать десятки тысяч евро в рамках данной профессии. Не говоря уже о том, что с изначальными базовыми знаниями Вам будет легче начать писать музыку, что является обязательным этапом развития каждого электронного музыканта.

Мы все еще живем в некотором смысле в дикой стране, и поверьте, те арт-директора, которые не хотели даже слушать Ваш промо микс брезгливо отворачиваясь при встрече, благоговейно преклонятся перед Вами и превратятся в закадычных друзей после первых нескольких релизов на приличных лейблах. Так как, наверное, из 1000 московских диджеев только один подписан на лейбле, а значит игра стоит свеч, не говоря о том, что можете смело умножать свой гонорар за выступление на 10, потому как Вы теперь не диджей, Вы - диджей саунд-продюсер.

Помните, что как и в любом деле, а диджеинг - это очень тяжелый труд, время, потраченное на совершенствование - прямо пропорционально полученной впоследствии отдаче. Начинайте заниматься этим только в том случае, если жить без этого Вы уже не можете. Не бойтесь, верьте в себя, и мы обязательно увидим Вас как первого русского диджея, возглавившего Top 100 DJ’s журнала DJ Mag!

About The Author

Maria

Other posts by

Author his web site

4 Comments Add Yours ↓

The upper is the most recent comment

  1. 1

    Очень содержательная и «освеженная» информация. Спасибо!

  2. 3

    Отличный текст. Написано со вкусом и знанием дела. Почему на сайте нет кнопок «поделиться»?

  3. 4

    Отличный текст. Почему нет кнопок «Поделиться»?

    PS^ Через вашу капчу фиг продерешься. Поставьте что-то более простое. Спасибо



Your Comment

 









fv4