Мировой рынок музыкальной продукции

журнал The Music Trades

декабрь 2011

Когда мы говорим о «Продаже музыкальной продукции», необходимо определиться, какую именно продукцию мы имеем в виду в конкретном случае.

В данном отчете это понятие распространяется на все виды музыкальных инструментов – струнные инструменты, духовые, клавишные и ударные, а также на звуковое оборудование, студийную аппаратуру, музыкальное программное обеспечение, компьютерное периферийное оборудование, нотные издания и бесконечное множество дополнительных аксессуаров и вспомогательных принадлежностей.

Оценка розничных продаж, представленная ниже, основана на данных различных источников, включая данные о продажах отраслевых ассоциаций и учетные документы компаний. Однако основной источник информации – это база данных Всемирной Торговой Организации (ВТО – The World Trade Organization, WTO). После того как двадцать лет назад ВТО стала правопреемницей Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ – The Global Agreement On Tariff and Trade, GATT), и были введены стандартизированные коды изделий, был упрощен глобальный поток импорта и экспорта. Так, например, если определить точное количество китайских гитар и усилителей, экспортированных в Данию, или американских гитар, экспортированных в Японию, то, ссылаясь на эти два примера, можно оценить масштабы продаж на национальных рынках с достаточно высокой точностью.

37 рынков, рассмотренных в данном отчете, охватывают примерно 72% мирового населения. В данном отчете используется также специальная методика исследования, позволяющая представить объемы продаж в надлежащей перспективе. Для сравнения данные о продажах глобальных рынков, выраженные в денежном эквиваленте, конвертированы из национальных валют в доллары США по курсу, актуальному на декабрь 2010 года. В данный отчет не включены продажи музыкальной продукции большинства стран Среднего Востока, Центральной Азии и Африки. Данные по этим рынкам достаточно сложно получить, поскольку нет четко установленной сети распространения музыкальной продукции, а объемы продаж в этих странах относительно небольшие.

Достаточно сложно выделить общие тенденции в мировой экономике, когда в Индии продажи музыкальной продукции возросли на 16,7%, а в Ирландии снизились на 19,1%. Влияние культурных, экономических и демографических различий привело к различиям объемов продаж музыкальной продукции во всем мире. Однако некоторые общие тенденции можно выделить, опираясь на имеющиеся данные.

Важнейшим двигателем продаж музыкальной продукции является, как ни странно, экономическое процветание и прогресс. Затраты на музыкальную продукцию на душу населения в среднем составляют во всем мире около 3,54 долларов США. Однако из-за сильного различия национального благосостояния в разных странах среднее значение не отражает огромный диапазон уровня затрат. Так, например, в США, где семейный доход достигает примерно около 55,000 долларов США, затраты на музыкальную продукцию составляют примерно 20,40 долларов США на одного человека. Тогда как в такой бедной стране, как Индия, затраты на музыкальную продукцию на душу населения составляют всего около 0,06 долларов США.

Такое различие понятно. В развивающихся странах, таких как Индонезия, Индия и Турция, в которых большую часть населения составляют бедные фермеры, у людей остается совсем мало средств и времени на занятия музыкой. Сеть поддержки пользователей, включающая эффективную систему распределения продукции и общедоступного образования, в этих странах еще недостаточно развита. Напротив, в развитых индустриальных странах люди имеют достаточно свободного времени и денежных средств для занятий музыкой, что подкрепляется также системой торговли, рекламной деятельностью и образованием. Посмотрите на уровень затрат на музыкальную продукцию на душу населения в разных странах и Вы увидите, как уровень расходов коррелирует с уровнем доходов.

Продажи музыкальной продукции также зависят от экономических условий и общей экономической ситуации в каждый конкретный момент. Ухудшение экономической ситуации обычно провоцирует снижение продаж. Кризис недвижимости и крах банковской системы в Великобритании и Ирландии, которые проявились в этих странах с большей силой, чем в США, привели к большим убыткам музыкальной индустрии. За последние 18 месяцев произошло очень много банкротств розничных предприятий, и торговые компании высказывали серьезные опасения о том, что на полное восстановление производства может понадобиться несколько лет. Налоговые проблемы в Греции, широко освещенные в СМИ, также отражаются на крайне низких объемах продаж музыкальной продукции.

К счастью, есть и хорошие новости, которые являются предвестниками повышения объемов продаж. Быстрый экономический рост в Бразилии, России, Индии и Китае (страны BRIC) привел к устойчивому промышленному росту в этих странах, в частности в Китае, Индии и Бразилии. Все три страны начинали с относительно низкой производственной базы. Ожидается, что значительный рост объема продаж музыкальной продукции будет продолжаться и дальше.

Несмотря на героические усилия музыкальных компаний привлечь клиентов старшего возраста, продажи музыкальной продукции по-прежнему ориентированы, в первую очередь, на молодежь, в частности на возраст от 12 до 30 лет. Демографические показатели отдельных наций также играют существенную роль в формировании состояния местного производства музыкальной продукции. На графиках представлен средний возрастной показатель потребителей музыкальной продукции для каждой страны. Хотя экономические изменения за последние три года скрывают негативное влияние на демографические показатели, стоит обратить внимание на следующую взаимосвязь: как правило, чем ниже средний возрастной показатель, тем благоприятнее прогноз на ближайшие десять лет.

По ежегодному показателю продаж музыкальной продукции на душу населения США лидировали в мире в течение многих лет. Отчасти это связано с высоким уровнем экономического развития этого государства. Однако демографические показатели тоже играют здесь свою немаловажную роль. При среднем возрастном показателе 36,9 лет численность экономически активного населения здесь выше, чем в Западной Европе и Японии, где средний возрастной показатель составляет 40 лет. Старение населения в Западной Европе и Японии в сочетании с низкой рождаемостью не будет способствовать росту производства в ближайшие 10 лет. Как заявил один итальянский агент по продажам, все больше и больше семейных пар отказываются иметь детей, и возникают опасения: откуда же взять новых клиентов – покупателей? Японское правительство прогнозирует, что через 8-10 лет население страны начнет сокращаться, по этой причине музыкальные школы и ВУЗы сократят набор.

В отличие от экономических и географических показателей, которые могут быть оценены количественно, национальную культуру трудно измерить с помощью каких-либо показателей. Тем не менее, это имеет значение в определении масштабов рынка музыкальной продукции. Многолетняя традиция любительской музыки в США, поддерживаемая программами государственных музыкальных школ, внесла огромный вклад в расширение производства музыкальной продукции в этой стране. Аналогичным образом развитая система обучения игре на клавишных инструментах в Японии и Корее стала фактором увеличения числа музыкантов в этих странах.

Музыкальные учреждения, частные и государственные учителя музыки, предприятия розничной торговли, семейные музыкальные традиции, музыкальные шоу и представления в ведущих индустриальных странах высокоразвиты и в известной степени достаточно статичны. Масштабные музыкальные программы государственных школ существовали в США и Канаде десятилетиями, поэтому на данном этапе можно достаточно легко отследить объемы набора учащихся. В каждом европейском государстве также существует развитая сеть консерваторий и музыкальных школ, в которых получили образование современные учителя музыки и исполнители. Одним словом, если не способствовать развитию музыкальной сферы, то и не следует ожидать значительного роста интереса к музыке и ее созданию.

То же самое можно сказать о развивающихся рынках, особенно о музыкальном рынке Китая. Нет ни одной другой страны в мире, у которой были бы такие неустойчивые и противоречивые отношения к музыке и ее созданию, как у Китая. Так, например, во время правления Мао Цзэдуна (Mao Tse-Tung, Mao Zedong) Бетховен и западная классическая музыка были запрещены как «империалистические», джаз был назван «растлевающей музыкой», а рок-н-ролл считался «буржуазной музыкой», провоцирующей культурный регресс. Положение начало меняться около 30 лет назад, когда Китай сменил свое отношение к западной музыке, и началось строительство тщательно продуманных консерваторий в крупных городах, таких как, например, Шанхай. Сегодня Китай является крупнейшим в мире производителем фортепиано с объемом продаж более 200 000 инструментов и считается важным центром классической музыки.

В настоящее время наблюдается тенденция китайского правительства к более снисходительному отношению к рок-н-роллу и другим популярным жанрам музыки. В нескольких государственных изданиях, например, в газете «Shanghai Daily News» («Шанхайские Ежедневные Новости»), были представлены местные музыканты нетрадиционной музыки, например, панк-группа Rustic. На Западе статья о панк-рокере в свободной прессе – это обычное дело. Но в Китае, где средства массовой информации жестко контролируются, где существует цензура, это свидетельствует, в первую очередь, об одобрении со стороны правительства. Если китайское правительство оставит в покое развитие популярной музыки, музыкальная индустрия сможет получить выгоду от миллиарда новых потенциальных клиентов. Это способствует развитию глобального музыкального рынка сильнее, чем любой другой фактор.

About The Author

Maria

Other posts by

Author his web site

Your Comment

 









fv4