Металл. Мелодичная игра на бас-гитаре.

автор: Bryan Beller

журнал BassPlayer

Мастер-класс по исполнению мелодичных брейкдаунов, медленных сбивок и проигрышей в стиле металл. Прежняя и современная техника исполнения.

Предлагаю обратиться к исследованию проверенных временем традиций и техники мелодичной игры на бас-гитаре и приемов исполнения металлических брейкдаунов (от англ. breakdowns – медленные сбивки или проигрыши, характеризуются так называемыми «мелодическими пустотами», т.е., местами, где гитары (включая бас) молчат, называемые также как «мелодичные басовые партии»). На Facebook’е и в Twitter’е я попросил читателей написать свои мысли по поводу того, на каких композициях в этом отношении нам следует акцентировать пристальное внимание (те люди, которые откликнулись на мою просьбу, действительно оказались в теме!), и в итоге я получил смесь из классического трэш-металла (trash-metal) и более современных экстремальных металл-композиций. Я подумал, почему бы не рассмотреть оба эти направления и не исследовать поглубже, как техника мелодичной игры металла на бас-гитаре и, в связи с этим, стилистическое оформление металл-музыки в целом эволюционировали в течение нескольких лет?

Самым популярным классическим ответом стало упоминание всем известного брейка (брейкдауна), исполненного Клиффом Бёртеном (Cliff Burton, полное имя – Клиффорд Ли Бёртон, бас-гитарист группы Metallica) приёмом арпеджиато в композиции «Orion» группы  Metallica с альбома «Master of Puppets» («Кукольный мастер»), выпущенного в 1986 году на лейбле Elektra. Самый широко-известный отрывок в данной композиции, показанный в Упражнении 1 (см. ноты 1), связан с серией из 4-й, 5-й октавы и октавой над паттерном 4-х струнного аккорда. Однако следует отметить, что по-настоящему интересной представляется та часть композиции, когда Клифф применяет приём постепенного усиления вариации главной темы, которая достигает своей кульминации в  сложном искусном наложении тройственных тонов (трезвучие или созвучие трех тонов), показанное в Упражнении 2 (см. ноты 2). Он начинает с 3-й каждого аккорда, образуя паттерн по схеме «3-1-3-5» со специфическим ритмом, и задерживаться на начале основного тона, который называется также «тоникой» аккорда или основным тоном аккорда, перед переходом на четвертый такт. Клифф Бёртон, кроме всего прочего, является классически обученным искусным пианистом и, при этом, гармонично сочетает в себе владение прекрасной традиционной техникой игры на бас-гитаре, однако это очевидно ни коим образом не помешало ему в построении данной музыкальной партии.

А теперь давайте вернемся на 23 года вперед в наши дни и обратимся к личности другого, уже современного передового металл-басиста с классическим музыкальным образованием, который продолжает данную традицию игры. Дэн Бриггс (Dan Briggs), басист экспериментальной прогрессив-металл группы «Between The Buried And Me» (progressive-metal – стиль прогрессивный металл, сокр. также – прог-метал), обращается к давним приемам периода барокко, исполняя брейкдаун в главной басовой паратии композиции «Obfuscation» («Затемнение») с альбома «The Great Misdirect», выпущенного на лейбле Victory в 2009 году. « Я полюбил Баха с тех пор, как я учился игре на пианино в школе и колледже», — объясняет сам Бриггс, — «На мой взгляд, Бах, пожалуй, единственный композитор всех времен и народов, который действительно по-настоящему уделил огромное внимание роли басовых партий, которую они выполняют в камерном оркестре. Утверждать главенствующую роль басовой партии над мелодией считалось, мягко говоря, в течение всего моего классического обучения неслыханным или даже возмутимым, пока я не открыл для себя Баха и не разобрался в его разработкой в этом отношении.

В результате получилась металлически ориентированная классическая фуга (фуга – музыкальная форма, высшее проявление полифонической музыки), в первой половине котрой наблюдается синкопа (или синкопирование – смещение ритма с сильной доли на слабую) и баунс (пульсация или дрожание), что достигается путем периодически точной смены аккордов, во второй половине партии мы можем услышать значительные серии из 16-х нот (16-th-notes – шестнадцатые ноты). Табулатура, показанная в Упражнении 3 (см. ноты 3, 4) и написанная в тональности G для настройки  C#, представляет собой именно тот вариант, который играл сам Дэн Бриггс. Некоторые    аппликатуры (постановка пальцев при игре) нестандартные и оригинальные, особенно в 5-ом такте (здесь он ссылается на свойственный ему убористый, мелкий «почерк» игры). Седьмой такт содержит разнообразные резкие переходы (ускорение), и ритм (темп) не снижается. Если Вы уже проработали все мажорные и минорные арпеджио (7) вдоль по всему грифу вверх и вниз, Вам покажется все это знакомым и близким, в противном случае приготовьтесь к серьезному испытанию. При этом, как обычно, прорабатывайте все приемы и переходы на первоначальном этапе в замедленном темпе.

Примечания по настройке гитары: В самой группе «Between The Buried And Me» настройка осуществляется следующим образом: понижается строй интервала малой терции (терция – это интервал в три ступени и полтора тона), до тональности C# (C# -F# -B-E). Однако Вы можете попробовать проиграть данную партию на Ваше усмотрение, используя, например, стандартную настройку в соль-минорной тональности (G minor), но если Вы собираетесь играть под запись, подстраиваясь по звучание оригинала композиции, Вам необходимо перенастроить, как это выглядит у Дэна Бриггса. Вы также можете попробовать сыграть в стандартной настройке в ми-минорной тональности (E minor) для 5-ти струнной гитары (самая низкая нота – C#) и подумать над Вашей собственной аппликатурой для пальцев, как однажды сделал это я, до того, как я узнал, что композиция была в оригинале записана в C# (вот черт!). Итак, если Вы желаете отличиться, посмотрите и протестируйте мою версию композиции в стандартной настройке для 5-ти струнной бас-гитары на сайте bassplayer.com.

От Гизера Батлера (Geezer Butler, полное имя – Теренс Майкл Джозеф Батлер, англ. Terence Michael Joseph Butler; английский рок-музыкант, участник группы Black Sabbath и группы Оззи Осборна) до Клиффа Бёртана (Cliff Burton) и Дэна Бриггса (Dan Briggs) металл-звучание бас-гитары постоянно прогрессирует и эволюционирует. Кто знает, что мы услышим 20 лет спустя. Точнее говоря, услышим ли мы вообще что-нибудь в этом направлении…

Следует упомянуть также музыканта Брайн Беллер (Bryan Beller) – гастролирующий басист метал группы Dethklok (дэт метал команда из США, произносится, как «Дэтклок» или «Десклок») из мультсериала для взрослых «Металлопокалипсис» (Metalocalypse), играл с такими известными музыкантами, как Стив Вай (Steve Vai), Майк Кенелли (Mike Keneally), Дуизил Заппа (Dweezil Zappa), Уэйн Креймер (Wayne Kramer) и многими другими. Его последний альбом называется «Thanks in Advance», выпущенный на лейбле «Onion Boy».

В статье упоминаются следующие композиции:

«Orion» («Орион»), слова и музыка Джеймса Хетфилда (James Hetfield), Ларса Ульриха (Lars Ulrich) и Клиффа Бёртана (Cliff Burton).

Все Права принадлежат Creeping Death Music (ASCAP) International Copyright Secured, 1986.

Все авторские права защищены.

Переиздано с разрешения Cherry Lane Music Company;

«Obfuscation» («Затемнение»), слова и музыка Дэниела Бриггса (DANIEL BRIGGS), Картланда Ричардсона (CARTLAND RICHARDSON), Томаса Джилса Роджерса (THOMAS GILES ROGERS), Пола Эндрю Вагоннера (PAUL ANDREW WAGGONER) и Оберта Дастина Ворнинга (OBERT DUSTIN WARING).

About The Author

Maria

Other posts by

Author his web site

Your Comment

 









fv4