Интервью с Элизбаром русско-венгерским арфистом,мультиинструменталистом, основателем коллектива «Ann’Sannat».

Эксклюзивно для журнала Musicplayer известнейший арфист, выдающаяся личность Элизбар дал интервью, в котором ответил на интересующие нас вопросы, и даже показал свою огромную коллекцию редких этнических музыкальных инструментов.

 

Элизбар родом из Кишинева, но имеет европейское гражданство. Музыка Элизбара воистину волшебная. Об арфе, таинственной силе звука и о гармонии в мире беседа с Элизбаром к вашему вниманию:

- Ваша музыка – это сказки, баллады, саги, а есть ли у вас любимый сказочный сюжет или любимый сказочный персонаж. И есть ли у вас любимая сказка?

-  Да, есть! И любимая сказка, и любимый сказочный персонаж, это Рафтери!  А любимая сказка, это «Воскрешение Рафтери».  Рафтери — это шанахи, бродячий сказитель, музыкант в Ирландии. Эти люди играют на арфах, либо на скрипках.

Вообще, арфа для Ирландцев не просто музыкальный инструмент. Это национальный символ. Арфа изображена на флаге, монетах. Арфисты почитались превыше королей.  Они выполняли функцию  музыкантов, и были очень важной частью социума, практически национальным достоянием.

- Вы каким-то образом ассоциируете себя с этим персонажем?

- Мне бы очень хотелось. Дело в том, что по сюжету сказки двое людей полюбили друг друга, но общество воспротивилось их союзу. Преградой стало желание родителей более  выгодно выдать замуж или женить своего ребенка. Но молодые наперекор всему поженились. Родители, друзья – все отвернулись от них, и на празднование дня свадьбы никто не пришел. Кроме одного странника, который постучал в двери, с просьбой о еде. Этот человек представился знаменитым бродячим музыкантом Рафтери. Его имя знал каждый, его уважали. И, конечно же, узнав о том, что на свадьбу пришел сам Рафтери, все жители деревни тут же собрались в доме. Гости принесли кучу подарков, а позже сам музыкант, сняв шляпу, обошел гостей, после чего в шляпе было целое состояние. Ушел Рафтери с праздника незаметно. Его хватился парень, который увидел забытую шляпу. Бросился следом, но улицы были пусты. А спустя время узнал, что Рафтери скончался две недели назад. И кто же пришел к молодой влюбленной паре неизвестно. Но однозначно одно, на небе нет счета деньгам. Там в зачет идет любовь. И именно потому, что парень с девушкой сделали выбор в сторону сохранения чувств, им пришла на помощь музыка. Символизм сказки в том, что богатство  в том, сколько музыки может уместить твоя душа. А Рафтери –  проводник этого богатства людям, он  показывает нам, сколько в душе -«шляпе» может лежать «серебряников». Рафтери поклонялся только одному богатству – музыке и любви!

Эта сказка «опоэчена», и ее мой знакомый поэт — Вадим Цокуренко — переложил на стихи, а впоследствии родилась музыкальная баллада».

- Сказки обычно читают детям, полезно ли иногда читать сказки взрослым?

- Конечно! Ведь взрослый человек уходит от фантазии, сказки, принимает иллюзию материального существования. Даже  в Библии, Иисус призывает своих учеников быть детьми. Эта мысль также прослеживается и в других религиозных учениях. Человек теряет чуткость, теряет свое сердце, оно становится каменным. И если детям не читать сказки, и если ребенок не поверит в сказку, то он в итоге не поверит ни во что.

- Особенно в крупных городах, таких как Москва, например?

-  Москве я встречал удивительных, чудесных людей.  В моем положении, все взаимопритягивается, все подобное, и я встречаю сказочных людей.

- Вы очень тепло отзываетесь о своей арфе, очеловечиваете ее, можете рассказать о знакомстве с ней, и о том, как вы пришли в музыку?

- С детства я много смотрел мультфильмов, и часто там воду обозначают красивым глиссандо. И мне было непонятно, какой именно инструмент издает такой звук. А в возрасте примерно двадцати лет я решил поступить в музыкальный колледж. У меня не было никакого начального музыкального образования, а в колледж так просто поступить нельзя. Поэтому меня взял к себе один преподаватель в класс виолончели. Хотя я больше хотел обучаться  игре на блок-флейте.

В двадцать пять я очень увлекся ирландской музыкой. Был сражен мелодиями и сочетаниями инструментов. Но возможности взять в руки арфу у меня не было. Только в тридцать судьба через события и обстоятельства, которые должны были произойти, вложила, так сказать, мне в руки этот чудесный инструмент. А моим первым музыкальным инструментом стала виолончель. Мой учитель по виолончели – Герман Анатольевич, желая доказать свою теорию, взял меня в ученики. Теория заключалась в том, что можно освоить виолончель, без начального музыкального образования. Он готовил великолепных виолончелистов. Я рад, что именно он стал моим учителем, потому, что за пять лет я стал достойным музыкантом. Я доказал теорию моего учителя, и за пять лет прошел программу и музыкальной школы и колледжа. Конечно же, чудес здесь нет, а есть упорный и серьезный труд, плюс советы мудрого и чуткого педагога. Его методики были уникальны. Во время последней нашей встречи — это был мой концерт — он сказал, что гордится мной.

А что касается арфы, то это очень редкий инструмент. Я мечтал играть на нем с двадцатилетнего возраста, но найти учителя хорошего сложно. Если бы у меня появилась такая возможность (учиться играть на арфе), то я бы незамедлительно воспользовался бы ею.  Ведь, это самый сказочный инструмент. Но именно благодаря игре на виолончели, я  приобрел большой опыт, прекрасные навыки.

В те года  мне попались две кассеты Clannad, где звучала арфа. Я невероятно сильно проникся. После у меня появилась касета Soazic и Alan Stivel. Эти записи оказали на меня довольно сильное влияние. Я начал понимать какой именно стиль исполнения мне ближе всего. Таких записей стало появляться все больше и больше:  их дарили друзья, или я сам случайно что-то такое находил. Мое желание играть росло с каждым днем. И однажды, будучи в Будапеште, я встретил человека, который играл на флейтах, кавалах, именно в той народной манере, которая близка мне. Я подошел к нему,  и мы разговорились. Он оказался немцем, с прекрасным знанием русского языка. С ним я поделился своей сокровенной мечтой об игре на арфе. Ближе к вечеру он меня пригласил к своему другу по имени Уилакишандер. Случилось нечто чудесное, этот человек подарил мне, мастеровую кельтскую арфу.  Эта первая, уникальная во всех отношениях, арфа сохранилась до сих пор. Она кочует от одного моего ученика к другому. Я  на ней «ставлю руки». Эта арфа волшебная, с шикарным звуком, именно на ней я и научился играть.

- Во многих источниках указано, что вы играете именно на кельтской арфе, чем именно для вас она лучше, чем другие разновидности арфы. И можете ли рассказать  о своем музыкальном инструменте. Чем ваша арфа особенная?

- Во-первых, кельтская – это условное название.  Кларсах – вот настоящее ее имя, она маленькая  и «пузатенькая». Именно ее  изображают  на монетах, флагах, гравюрах. И отличие в том, что на нее натягивают большее количество струн, и играют на ней ногтями. И, соответственно, звукоизвлечение совсем другое.  Моя арфа –это  Neo celtic harp –  новая кельтская арфа. Это комбинация между народной и классической.  По размеру она средняя между классической и традиционной кельтской арфами. Один мой друг, мастер по арфам, сделал для меня еще одну специальную арфу. Он соединил классический педальный механизм академической арфы, с народным кельтским инструментом. Получилась небольшая по размеру, но благодаря педалям, кельтская арфа небывалого консерваторного звучания.  На этой арфе можно играть абсолютно все. Вплоть до сложнейших произведений для большой арфы.

Сказать, что для меня одна лучше другой, нельзя.  Все зависит от того, что играть. Есть разные стили исполнения. Поэтому чтобы не впасть в плохую имитацию, я выбрал кельтскую, так как она лучше всего подчеркивает мой стиль игры. Мне кажется, что народное звучание — это именно то, в чем я могу достичь наибольшей высоты. То, в чем могу полностью раскрыться.  И именно поэтому я играю конкретно на этих арфах. Ведь они лучше всего подходят для меня лично. Однако, хочу напомнить что, классическая арфа берет свое начало именно от народной. Ну а в целом, все зависит больше от традиции игры, и от самого музыканта, это главное. То, какой он предпочитает ритм, как строит фразы. Каждому свое.

- Действительно ли музыка оказывает сильное влияние на  развитие ребенка? Можете ли вы порекомендовать что-то конкретное? И есть ли способы увлечь ребенка музыкой?

- Музыка невероятно сильно меняет и мировоззрение, и психическое состояние, что я даже сам, когда впервые услышал блок- флейту,  полностью преобразился. Это случилось в восемнадцать лет на старом Арбате.  И у меня появилось желание заниматься музыкой. Именно желание, ведь на мой взгляд  ребенка нельзя заставлять,  его нужно уметь грамотно вдохновить.  А все, что будет идти по принуждению,  все это будет вызывать раздражение. Если человека заставлять молится, то в церковь он потом сам не пойдет. И если человека заставлять ходить в музыкальную школу то, после он не захочет быть музыкантом. Таких девяносто восемь процентов, кто закончил музыкальную школу, а сейчас работает финансистами или экономистами. Так вот, если заставлять, то в обратное мы получим человека ненавидящего музыку.  У ребенка должен быть педагог, показывающий дорогу. Сейчас педагог берет на себя функции ментора с палкой.   А если ребенок не понимает что ему нужно, то это опять не его проблема, а проблема  его воспитания, и его окружения, и его увлечений.

Маленьких детей ведь никто не учит играть в куклы или солдатики, машинки, они интуитивно играют, это время безусловно приятно. И если создать такие условия, когда дети «играют», когда процесс игры увлекателен, как игра в куклы. Это продолжение игры, но это высокая игра. Ребенок увлечен игрушкой, мы на выходе получаем увлеченного человека. И повторюсь, если бить линейкой по голове и кричать и заставлять, то порождено будет лишь отвращение.

- А какой вы считаете самый подходящий музыкальный инструмент, чтобы увлечь ребенка? Здесь есть шаблоны? Какой инструмент будет наиболее интересен и полезен?

Я бы использовал три инструмента – это фортепиано, барабанная установка и блок-флейта.

На барабане ребенок играет четырьмя конечностями – двумя руками, двумя ногами, и туловищем. Во время игры осуществляется  координация тела, слуха, и отлично развивается чувство ритма. И барабаны отлично подходят для энергичных детей.  Блок-флейту я рекомендую также и при изучении других инструментов. Это очень мелодический инструмент. И основа-основ – фортепиано. С помощью фортепиано  ребенку будет просто разобраться в музыке, и после легко освоить любой другой музыкальный инструмент.  И я сторонник частных школ.

 - А у вас идеи открыть свою собственную школу не возникало?

- Именно детскую школу нет. Чтобы учить детей, нужна другая направленность души и много терпения. Я могу научить играть на многих музыкальных инструментах. Мне интереснее работать с взрослыми, осознанными людьми.  Они приходят и говорят, что хотят заниматься. Я предлагаю выбрать. И предлагаю дополнительный инструмент. Они знают, чего хотят. А ребенка нужно направлять. «Педагог» – это человек ведущий, он отводил ребенка в школу. А учитель учит. Сейчас эти компоненты схлестнулись. И возникает путаница. Я скорее учитель. Я люблю детей. Но быть педагогом просто нет желания. Я сам пришел в музыку довольно поздно. И возможно, если бы играл с детства, то смог бы разработать методики детские. Но есть такая мудрость, что «лучше всего мы объясняем то, чему бы нам и самим неплохо поучиться».

- О чем вы мечтали в детстве, какие мечты воплотились?

Все воплотились, и ни о чем не пожалел. Вся моя жизнь – это мечта, которая воплотилась.

- На ваш взгляд может ли музыка укрепить отношения в семье? Улучшить здоровье? И есть ли практические советы? 

- Конечно, но со временем. Необходим комплекс мер. Я разработал курс  внутренней настройки. И музыкотерапия (арфотерапия) –  это гармонизация человека. Вот вопрос, почему у человека возникает проблема? Потому, что он не в ладу с самим собой. У него нет гармонии со своим внутренним миром.  Лад – музыкальный  термин – созвучие, согласие, гармония. У него не ладится. Этот  метод  древний, помогает найти гармонию с миром. Это целая наука. Но ее просто объяснить.

Человек перетянут как струна, и в один момент может лопнуть. Большинство людей находятся в стрессовом состоянии. Это из-за того, что у них какие-то ноты перетянуты. Людям преподносится много отрицательного,  вызывающего в человеке страх, потому, что испуганного человека легче держать в узде.  Людей осознанно загоняют в это состояние. Ведь страшащихся легче контролировать,  в то время, когда радостный человек,  он счастлив, и он ценит свою жизнь и свободу. Так вот, в этом случае нужно найти ту самую струну, и настроить ее.  Заставить вибрировать в нормальном комфортном тоне.

Помимо этого  я использую методику исцеления с помощью поющих чаш, так называемый массаж звуком. Во время сеанса человек сильно расслабляется, может впасть в измененное состояние сознания.  На физическом уровне это может снять мышечные спазмы, головные боли, регулировать давление крови. Прохождение курса арфотерапии и звукотерапии  поможет  улучшить отношения в семье,  и поправить здоровье, но  самое главное он поможет научится радоваться жизни. Курс арфотерапии может заменить поход к психологу. Ну, а на каждый день,  я советую просто слушать музыку арфы. Это самый лучший антидепрессант из всех существующих. Вместо таблеток, послушайте музыку.

- У вас огромное множество различных музыкальных инструментов. Можете рассказать, с чего все началось, как они у вас появлялись. Есть ли любимые и редкие экземпляры?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, действительно. Всю свою жизнь я испытываю очень живой интерес к музыке. И моя своеобразная «коллекция», или «музей» — этому подтверждение. Но я не могу назвать все это экспонатами. Это скорее мои друзья, радующие каждый день меня, и тех, кто приходит в гости. Все эти инструменты появились в моей жизни один за одним. Все они прекрасные, радостные. У каждого свой характер, и своя история. В основном, то, что вы видите, я приобрел сам в Будапеште.

Вот, например, уду. В переводе – кувшин. Играют на нем, ударяя, и попеременно закрывая резонаторное отверстие. Звук получается приглушенный, словно из бочки. По звучанию очень напоминает таблы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне очень нравится флейта любви. Те, что у меня есть, сделаны воронежским мастером. Согласно легенде девушки выбирали себе мужей «ухом». Все мужчины попеременно играли на такой флейте. И женщина интуитивно принимала решение, откликаясь на зов той флейты, которая заставляла трепетать ее сердце.  Они изготовлены из обыкновенной коряги. Украшены резьбой и кожаными шнурами. Звук очень «природный». Напоминает пение какой-то большой лесной птицы. Но у каждого могут возникнуть свои ассоциации. У меня таких много. Секрет изготовления мастер держит в строжайшей тайне.

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще есть поперечная флейта, классическая, Дуклар – очень похожий на армянский дудук.

 

 

 

 

 

Кавал – флейта с глубоким низким голосом. Румынская флейта – Най. Она поет голосом горного ветра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще мне очень нравится калимба. У меня их несколько разных размеров. Так же есть сансула — это калимба совмещенная с бубном — удивительное изобретение немца Петера Хокема.

 

 

 

 

 

Вот, похожий на маленькую летающую тарелку, и практически с таким же инопланетным звуком – Ханг. Это, изготовленный из листовой азотированной стали, музыкальный инструмент. Играют, ударяя пальцами или ладонью. Играть на ханге просто и очень увлекательно. Звучание ханга неземное.

 

 

 

 

 

На всех музыкальных инструментах я учился играть самостоятельно.

Из струнных у меня несколько мандолин,  укулеле-баритон, есть чаранго,  двенадцатиструнный инструмент родом из Боливии. Удивителен тем, что его  корпус изготовливают из панциря броненосца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из самых любимых это мандочелло – этакая плачущая мандолина.

 

 

 

 

 

В основном я предпочитаю покупать именно новые инструменты. Но если мне попадается не новый инструмент, но с очень хорошим звуком, то я приобретаю и его. Мне нравится их собирать. Они как краски. Все необычайно разные и у всех свои голоса.

Есть виола, виолончель, и даже орган.

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересный старинный болгарский инструмент – гадулка.  Это смычковый инструмент, грушеобразный с двумя резонаторными отверстиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

В свою коллекцию совсем недавно я добавил  разновидность мбиры – аррай мбира. Это многоязычковый инструмент.  Считается, что это один из древнейших, и один из самых распространенных инструментов. Похож на калимбу, но язычков намного больше. И тело мбиры обычно полое.

Все эти инструменты мне крайне дороги. Я стараюсь играть на них как можно чаще. Музыка, на мой взгляд, каким бы она ни была рождена инструментом — бесценна и бесконечна в своей доле ноты.  Музыка для меня самая главная ценность в жизни.
После общения с Элизбаром на душе как-то светло и чисто. И сам он — просто сказочный Эльф. Спасибо ему огромное за столь интересную и поучительную беседу. Не прощаемся, а как обычно желаем творческих успехов, и говорим «До Свидания!».

About The Author

Elizaveta

Other posts by

Author his web sitehttp://www.learnmusic.ru

Your Comment

 









fv4