40 самых впечатляющих гитарных соло

журнал GuitarPlayer

Некоторые гитарные соло, несомненно, завораживают своей магической энергией. Они могут быть сложными в техническом плане, выразительными или виртуозными, однако могут и не являться таковыми, но, так или иначе, в них всегда присутствует нечто особенное, что в значительной степени отличает их от других гитарных соло, которые уже существовали до них.

Подобные шедевральные соло, как правило, являются своего рода знаком для гитаристов во всем мире, свидетельствующим о том, что музыкальный мир изменился навсегда. Более того, эти удивительные соло вдохновляют множество гитаристов на попытки приоткрыть тайну техники их исполнения и магическую силу их мелодии.

Эти гитарные соло проникают в коллективное бессознательное 6-струнного сообщества, проявляясь вновь и вновь в прямом или косвенном влиянии, которое они оказывают на формирование индивидуального стиля игры отдельных музыкантов. Несколько парадоксальным кажется на первый взгляд тот факт, что все эти соло достигли своего легендарного статуса схожими путями.

Когда мы начали работать над данной статьей, первоочередной задачей было составление списка наиболее влиятельных гитарных соло, которые первыми приходят на ум. Вскоре стало ясно, что сократить этот список до 40 – это непомерно трудная задача.

Поэтому сначала мы решили ограничиться только соло для электрогитары, что позволило значительно сократить наш первоначальный список. Затем мы решили сократить список до только рок соло, но с той оговоркой, что композиции в стиле блюз и джаз-рок (сочетание джазовых ритмов с ритмами рок-н-ролла) будут включены в список, если в целом они каким-либо образом повлияли на развитие техники исполнения рок соло. Кроме того, мы выбрали по одному соло от каждого музыканта. Однако после таких сокращений в списке оставалось все еще больше 40 соло, и тогда нам пришлось принять нелегкое решение. Для начала, мы исключили из списка гитаристов, которые являются в общем и целом достаточно влиятельными музыкантами, но творчество которых не оказало особого влияния на развитие техники исполнения соло, например, таких, как Тони Айомми (Tony Iommi) и Джорджа Харрисона (George Harrison). Затем настало время жарких обсуждений между редакторами о том, какие соло и каких гитаристов оставить в списке, а каких удалить, и какое именно соло, принадлежащее творению того или иного гитариста, включить в список. Например, соло в композиции “Crossroads” было очевидным выбором для Эрика Клэптона (Eric Clapton), а, например, соло Слоуленда (Slowland) в кавер-версии композиции Фредди Кинга (Freddie King) “Hideaway” с альбома Blues Breakers и его легендарное соло, в котором используется знаменитый “вау-эффект”, в композиции “White Room» были спорными моментами. Однако, когда бурные споры, наконец, прекратились, мы все-таки достигли консенсуса.

Следующие ниже соло расположены в хронологическом порядке, включая соло, появившиеся в одном и том же году, поскольку нам показалось, что было бы интересно проследить, как они взаимодействуют друг с другом в историческом аспекте. Кроме того, мы включили в повествование факты, описывающие, чье творчество повлияло на каждого отдельного музыканта и на появление соло, чтобы наглядно проследить преемственность и предпосылки успеха. Безусловно, в большинстве случаев было предложено несколько мнений на этот счет, но мы придерживались того варианта, который, на наш взгляд, являлся более объективным.

Мы не сомневаемся, что некоторые не согласятся с нашим мнением и будут отстаивать своих героев, все-таки надеемся, что вы, в конце концов, поймете, почему мы составили именно такой список и расположили все именно в таком порядке, и, возможно, даже откроете для себя что-то новое и ценное.

 

ЭЛМОР ДЖЕЙМС (ELMORE JAMES)

Dust My Broom”, 1951

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) в начале своей карьеры называл себя Джимми Джеймсом (Jimmy James) и Морисом Джеймсом (Maurice James), отдавая тем самым почтение Элмору Джеймсу. Все блюзмены, начиная с середины 50-х годов, особенно слайд-гитаристы, многим обязаны творчеству этого виртуоза, которого называли Королем слайд-гитары. Применяемая им техника игры с использованием строя “Open D”, (D, A, D, F#, A, D, с низкого на высокий), исполненная, вероятнее всего, на гитаре Kay flattop, а, возможно, и на гитаре Harmony Sovereign с использованием звукоснимателя D’Armond и созданные на данной основе соло бесчисленное количество раз на протяжении многих лет появлялись и продолжают появляться в блюзовых и роковых композициях.

 

ЛЕС ПОЛ (LES PAUL)

“How High the Moon”, 1951

Сверхсинкопированные ритмы, шлепковая техника, прижимание двух струн одновременно, блюзовая подтяжка струны, четкие аккорды и своеобразный ритмический рисунок, характерные для двух соло Леса Пола, помогли  его композициям продвинуться на верхние строчки хит-парадов. Впоследствии Пол стал одним из самых креативных электрогитаристов своего поколения. Данное соло было сыграно и записано на старой гитаре „старушке Epiphone”, известной так же, как  „Бревно” („Clunker”) или «Кормилица» (“Breadwinner”), со специальными звукоснимателями и некоторыми другими модификациями.

 

СКОТТИ МУР (SCOTTY MOORE)
“Все в порядке, мама” (“
Thats Alright, Mama”), 1954

Скотти Мур (Scotty Moore), вооруженный гитарой Gibson ES-295 со звукоснимателем Fender Deluxe 1952 года выпуска, басист Билл Блэк (Bill Black) и их приятель Элвис (Elvis) даже не представляли, какой фурор они произведут выпуском своего раннего сингла. Простой, но утонченный стиль Мура, отличающийся насыщенным тоном и свинговой музыкальностью, с легкостью создавал басовую линию композиции без использования барабанов. Благодаря Муру этот никому ранее неизвестный деревенский ансамбль приобрел статус значимости. Сольный проигрыш Мура в композиции “That’s Alright, Mama” вдохновил многих музыкантов – от Джорджа Харрисона (George Harrison) до Кита Ричардса (Keith Richards) и Джимми Пейджа (Jimmy Page), а также Дэнни Гаттона (Danny Gatton), который никогда не упускал возможности выразить уважение Скотти Муру в середине одного из своих знаменитых выступлений в стиле «рокабилли». Использование приема одновременного прижимания двух струн и ритмичные басы, характерные для композиции “Thats Alright, Mama”, оказались настолько запоминающимися, что данное соло и по сей день является одним из самых впечатляющих.

 

ЭДДИ КОКРАН (EDDIE COCHRAN)

SittinIn the Balcony”, 1957

Легендарная харизма Эдди Кокрана и его блистательная техника игры с применением эхо-тонов, которую он исполнял на гитаре Gretsch 6120 Chet Atkins/Nashville 1955 года выпуска со звукоснимателем Gibson P-90 (Gibson Guitar Corporation), произвели в свое время очень сильное впечатление на ранних рокеров, таких, как, например, Леннон (Lennon) и Маккартни (McCartney), которых в то время объединила композиция Кокрана “Twenty Flight Rock”, когда они впервые встретились в 1957 году. Музыка этого гитариста-виртуоза повлияла также и на творчество многих других музыкантов, в том числе на творчество Брайана Сетцера (Brian Setzer). В его звонком соло в композиции “Sittin’ In the Balcony”, самом первом хите Эдди Кокрана,  чувствуется сильное влияние его кумиров – Чета Аткинса (Chet Atkins), Джо Мэфиса (Joe Maphis) и Джонни Смита (Johnny Smith).

 

ЧАК БЕРРИ (CHUCK BERRY)

“Johnny B. Goode”, 1958

Несмотря на то, что некоторые не относят вступление данной композиции к соло, оно, безусловно, является одной из самых важных гитарных партий, когда-либо записанных. Прием одновременного прижимания двух струн особенно отчетливо стал использоваться в эпоху рок-н-ролла после Элвиса, а тональность и ритмический рисунок этой легендарной партии отзываются эхом в игре Джорджа Харрисона (George Harrison), Кита Ричардса (Keith Richards), Эдди Ван Халена (Eddie Van Halen) и Энгуса Янга (Angus Young), и это лишь десятая часть одного процента музыкантов, которые позаимствовали эти виртуозные запилы Чака Берри. Послушайте это соло еще раз, и вы все поймете.

 

 

ХЭНК МАРВИН (HANK MARVIN)

Apache”, 1960
Оказывая сильное влияние практически на каждого британского гитариста того времени, Хэнк Марвин создал сказочное эхо-звучание в этом своем первом хите #1 в Великобритании, которого он достиг, играя на своей легендарной гитаре Stratocaster, будучи первым в Англии, с помощью наложения на запись эффекта ревербации, используя девайс Meazzi Echomatic и комбо-усилитель Vox AC30. Марвин пользовался главным образом бридж звукоснимателем, но прикреплял его у грифа, а также использовал вибрато, создавая свое фирменное звенящее эхо-звучание.

 

ФРЕДДИ КИНГ (FREDDIE KING)
Hideaway”, 1960

Фредди Кинг (также известный, как Freddy) использовал в своей  композиции “Hideaway” мотивы мелодий Хаунда Дога Тейлора (Hound Dog Taylor), Джимми МакКрэклина (Jimmy McCracklin), Роберта Локвуда-мл. (Robert Lockwood Jr.) и даже Генри Манкини (Henry Mancini). Когда Кинг перерабатывал ритмы композиций «Прогулка» (“The Walk”) и «Питер Ганн» (“Peter Gunn”), он играл зажигательные соло на гитаре P-10, на которой также играл в свое время Лес Пол, с помощью пластикового медиатора, надеваемого на большой палец, и металлического медиатора. Эрик Клэптон (Eric Clapton) создал свою версию этой мелодии на альбоме Джона Мейелла (John Mayall) «Blues Breakers» 1966 года выпуска, и фурор, который произвела композиция “Hideaway”, положил начало для успеха ряда других инструментальных композиций Фредди Кинга, которые сделали его одним из самых выдающихся блюз-гитаристов 60-70-х годов.

 

ДЖЕЙМС БЕРТОН (JAMES BURTON)
Hello Mary Lou”, 1961

Став профессионалом уже в подростковом возрасте, участвуя в популярном радио-шоу «Поездка в Луизиану» (“Louisiana Hayride), Бертон слыл уже опытным ветеринаром к тому моменту, когда стал лидер-гитаристом в группе Рикки Нельсона (Ricky Nelson), которая регулярно появлялась в телепередаче «Приключения Оззи и Хэрриет» (The Adventures of Ozzie and Harriet). Бертон был великим рок-н-ролльным гитаристом, что доказало в свое время его прекрасное соло, исполненное в стиле Чака Берри, в композиции «Верь моим словам» (“Believe What I Say”). Кроме того, Бертон вдохновил множество гитаристов своим звонким соло в композиции «Привет, Мэри Лу» (“Hello Mary Lou”), а исполнение Бертоном хитов Мерла Хаггарда (Merle Haggard) «Мама пыталась» (“Mama Tried”) и «Навесные двери» (Swingin’ Doors) в начале 60-х годов настолько впечатлило великого гитариста Роя Николса (Roy Nichols), что тот сказал однажды: «Я многому научился у Бертона, я даже пытался копировать некоторые его соло, однако у меня никогда не получалось скопировать их в точности».

 

ДЖЕФФ БЕК (JEFF BECK)

Over Under Sideways Down”, 1966

Кроме Rolling Stones ни одна другая группа не вдохновляла гитаристов так сильно, как группа The Yardbirds (от англ. “Новобранцы”). Джефф Бек играл классический гаражный рок (classic garage rock) – в этом стиле сыграно большинство его произведений того времени, которые пронизаны заводным звучанием такого уникального инструмента, как ситар. Безумие формы и ярость пентатоники являются характерными отличительными чертами самых впечатляющих произведений Бека, и это говорит о многом. Однако целое поколение гитаристов впечатлил не только его, в некоторой степени, сверхъестественный стиль игры, но и его вызывающее сценическое поведение и раздражающее акустическое звучание (Джефф играл на электрогитаре Fender Esquire 1954 года выпуска, используя фазз-эффекты, достигаемые с помощью педали Vox Tone Bender и комбо-усилителя VOX AC30).

 

АЛЬБЕРТ КИНГ (ALBERT KING)

Born Under a Bad Sign”, 1967

Если Стиви Рэй Вохен (Stevie Ray Vaughan), Эрик Клэптон (Eric Clapton) и Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) добились всеобщего признания практически сразу, и их влияние распространялось достаточно быстро и широко, то Альберт Кинг стал по- настоящему популярным только за счет не очень изощренных трибьютов его ярых поклонников. Однако каждый, кто хочет научиться играть блюз-рок на гитаре, должен непременно поближе познакомиться с подтяжкой струны и построением музыкальных фраз, которыми славился Альберт Кинг. В этом плане Кинг, которого прозывали «Бархатным Бульдозером» («Velvet Bulldozer»), оправдывает свое прозвище – он заставлял свою гитару Gibson Flying V «стонать», «вопить» и делать невозможное, искусно подтягивая струну и придавая тем самым резкость и остроту блюзовому звучанию, которые были характерны для его игры. Это свидетельствует о том, что если бы Стив Рэй Вон или Эрик Клэптон попытались бы воспроизвести манеру игры Альберта Кинга, у них вряд ли бы это получилось.

 

ЭРИК КЛЭПТОН (ERIC CLAPTON)

Crossroads”, 1968

Это виртуоз среди виртуозов. Едва ли “Слоухенд” (“Slowhand” –

“Медленная, ленивая рука” – прозвище Эрика Клэптона) осознавал в то время, когда покинул сцену Уинтерленд (Winterland) в Сан-Франциско, что он создал эталон выразительной, лиричной, «завывающей» манеры игры блюз-рока на гитаре. Первые выступления Клэптона на гитаре Gibson ES-335 1964 года выпуска и парой 100-ваттных усилителей Marshall являются, во-первых, хрестоматийным примером проявления яркости и энергетики соло-партий, а во-вторых, образцовым примером умелого достижения максимальной кульминации композиции. Нет сомнений в том, что при безукоризненном построении музыкальных фраз и по-прежнему безупречном вибрато, Клэптон никогда бы не смог играть в другой манере и по-прежнему остается одним из самых влиятельных гитаристов всех времен и народов.

 

ДЖИМИ ХЕНДРИКС (JIMI HENDRIX)

“All Along the Watchtower”, 1968

Можно только догадываться, какое просветление испытал Джими Хендрикс, когда он впервые услышал эту мелодию на альбоме Боба Дилана (Bob Dylan) «John Wesley Harding» 1967 года. Возможно, причиной послужили библейские мотивы, присутствующие в тексте песни, возможно, гармоничная красота мелодии, а может быть, Хендрикс рассматривал эту мелодию  просто в качестве пространства для импровизации с четырьмя аккордами. Как бы то ни было, версия данной композиции, вышедшая на альбоме Хендрикса «Electric Ladyland», породила одно из самых известных соло всех времен. Играя настолько душевно и изобретательно, используя вау- и фазз-эффекты, Хендрикс настолько сильно преобразил композицию “All Along the Watchtower”, что иногда забываешь, кто на самом деле создал эту мелодию!

 

ПИТЕР ГРИН (PETER GREEN)

Black Magic Woman”, 1968

Би Би Кинг (B.B. King) однажды сказал о Грине: «У него самые восхитительные соло мелодии из всех, которые я когда-либо слышал в моей жизни. Он единственный гитарист, от кого меня бросает в холодный пот!». После того, как Грин сформировался в качестве первоклассного блюзового гитариста в группе Джона Мейелла (John Mayall), он стремительно начал развиваться и как музыкант, и как автор песен, играя в группе «Флитвуд Мэк» («Fleetwood Mac»). Ре-минорная (d-moll), изобретательная композиция Грина «Black Magic Woman» характеризуется наличием чарующей мелодии, прекрасным построением красивых музыкальных фраз и, кроме того, отличается склонностью к стилю игры, характерной для Леса Пола, являясь настоящей жемчужиной блюз-рок музыки. Карлос Сантана (Carlos Santana) сделал кавер-версию этой композиции хитом на своем альбоме «Abraxas». Грин также оказал сильное влияние на творчество известного ирландского блюз-рок-гитариста Гэри Мура (Gary Moore), который в свое время сначала приобрел, а потом продал знаменитую гитару Gibson, на которой играл сам Грин.

 

РОБЕРТ ФРИПП (ROBERT FRIPP)

“21st Century Schizoid Man”, 1969

Волнообразное соло Фриппа в этой потрясающей виртуозной композиции, которая отличается продолжительным звучанием, нестандартными интервальными движениями, не-блюзоваой модуляцией и трелями, выбором нот и построением музыкальных фраз, что более характерно для Колтрейна (Coltrane), нежели для Клэптона (Clapton). Мастерски зажимая три струны на гитаре  Gibson Les Paul Custom и используя ламповый гитарный усилитель Marshall и педаль эффектов Burns Buzzaround или, возможно, Colorsound Tone Bender, Фрипп создал соло, ставшее началом зарождения прогрессив-рока.

 

ДЖИММИ ПЕЙДЖ (JIMMY PAGE)

Heartbreaker”, 1969

Выбор наиболее самого выдающегося соло в творчестве Джимми Пейджа сопровождался горячими спорами. Но пронзительное звучание его гитары Les Paul 1958 года, пропущенное через гитарный усилитель Marshall SLP 1969 Super Lead, потрясающие кластерные аккорды, блестящее восходящее легато (hammer-on и puff-off) и мастерское прижимание струны G в первом соло “Heartbreaker”, не говоря уже о втором соло данной композиции, — все это объясняет, почему все гитаристы – от Брайана Мэя (Brian May) до Стива Вая (Steve Vai) и Стива Морса (Steve Morse) –  считают это соло выдающимся.

 

БИ БИ КИНГ (B.B. KING)

“The Thrill is Gone”, 1969

Используя сладкое, даже в некоторой степени «приторное» звучание, Би Би Кинг украсил эту композицию одним из самых эмоциональных блюзовых соло того времени. Кинг прекрасно понимал, какое звучание было необходимо для альбома «Completely Well» (первый струнный альбом Би Би Кинга), и это ни в коей мере не было саморекламой. Это далеко не так, судя по тому, какой насыщенный ритмический рисунок присутствует в данном соло. Кроме того, что композиция “The Thrill is Gone» стала главным хитом Би Би Кинга, она также наглядно продемонстрировала всем гитаристам мастерство медленной и превосходной игры. В то время, когда Джонни Уинтер (Johnny Winter) пропагандировал дробление блюз-рока на другие стили, мощное вибрато Би Би Кинга и глубоко душевное звучание доказали, что все, что нужно – это «играть от души».

 

ЛЕСЛИ УЭСТ (LESLIE WEST)

Mississippi Queen”, 1970

Массивное звучание, оказывающее сильное эмоциональное  воздействие, Лесли Уэста, которым характеризуется его альбом «Climbing 1970 года, на котором присутствует композиция “Mississippi Queen”, было достигнуто с помощью гитарного усилителя Sunn Coliseum P.A. и четырех акустических систем  4×12. «Усилитель был оснащен четырьмя микрофонными входами, ручкой контроля общей громкости воспроизведения, огромными преобразователями и гигантскими лампами KT88, а в колонках стояли динамики Eminence, которые никогда не причиняли боль ушам, даже при высоких частотах», — рассказал Уэст GP в 2010 году. В этой композиции Уэст играл на гитаре Gibson Les Paul Juniors с катавеем и одним звукоснимателем P-90 (сингл), на которой в то время были  установлены струны для электрогитары La Bella (со струной 0.010 для банджо для верхних ми и струны малой толщины). Эта композиция достигла 21-й строчки хит-парада, и благодаря ей фирменный стиль Уэста стал известен сначала в США, а потом и во всем мире.

 

ДУЭЙН ОЛЛМЕН (DUANE ALLMAN)

Statesboro Blues”, 1971

К 1970 году Дуэйн Оллмен (Duane Allman) и Дикки Беттс (Dickey Betts) создали легендарное блюзовое звучание всех времен и народов благодаря гармоничным мелодиями, характерным для таких композиций, как «Возрождение» (“Revival”) и «Памяти Элизабет Рид» (“In Memory of Elizabeth Reed”). Когда начали появляться первые слайд-гитаристы, немногие из них пользовались таким успехом, как сам Дуэйн Оллмен после выхода его альбома «The Allman Brothers Band at Fillmore East». Гладкое построение музыкальных фраз и насыщенная мелодия в первой композиции двойного концертного альбома были созданы под впечатлением, полученным от прослушивания композиции «Тадж Махал” (Taj Mahal), записанной с участием известного слайд-гитариста Джесса Эда Дэвиса (Jesse Ed Davis). Сонни Ландрет (Sonny Landreth), который был знаком с братьями Оллмен, вспоминает: «Эта мощная мелодия, которую Дуэйн воспроизвел на гитаре Les Paul и с использованием гитарного усилителя Marshall, кардинально изменила стиль игры на гитаре. Я не могу вспомнить никого другого, кто бы играл также эффектно, как они в то время».

 

ДЖОН МАКЛАФЛИН (JOHN MCLAUGHLIN)

“Meeting of the Spirits”, 1971

Хотя Маклафлин уже имел прямое отношение к революционному подходу в музыке, играя еще в группе «Tony Williams’ Lifetime» с самим Майлзом Дэвисом (Miles Davis), а также выступая сольно, его искусная игра на гитаре Gibson с использованием усилителя Marshall и невероятно быстрого и точного звукоснимателя, уникальная фразировка в композиции «The Inner Mounting Flame» навсегда перевернули  представления гитаристов об электрогитаре.

 

РИЧИ БЛЭКМОР (RITCHIE BLACKMORE)

Highway Star”, 1972

Гармоничная пара соло, искусная подтяжка струны, быстрые триоли и звонкие манипуляции с гитарой Strat и усилителем Marshall (с помощью катушечного магнитофона  в качестве предварительного усилителя) делают данную композицию одной из наиболее запоминающихся, и влияние этого гитариста группы Deep Purple на многих рок- и металл-гитаристов –  от Морса (Morse) до Мальстина (Malmsteen) и Мастейна (Mustaine) – бесспорно.

 

БИЛЛИ ГИББОНС (BILLY GIBBONS)

La Grange”, 1973

Гиббонс внес свой вклад, создав два классических соло. Он начинал играть на гитаре Strat 1955 года с классическим задним звукоснимателем Fender, прежде чем перешел на передний звукосниматель для создания колебаний с прижиманием двух струн одновременно с плавными пентатонными партиями в сочетании с безупречным чувством времени и колебания. Но именно второе соло в этой композиции прославило гитариста, и его должен знать каждый уважающий себя хард-рок-гитарист. Его гитара “Pearly Gates” Les Paul 1959 года, издающая пронзительные звуки, срежет и своеобразное «завывание» были бы смешны, если бы не были настолько эффектны, что ими стали восхищаться.

 

БРАЙАН МЭЙ (BRIAN MAY)

Bohemian Rhapsody”, 1975


Брайан Мэй обладал неповторимым тональным и оркестровым чутьем и чувством ритма, однако многие гитаристы до сих пор пытаются имитировать его манеру игры. Величественные музыкальные фразы являются квинтэссенцией Мэя, отличаясь точным снятием звука, безупречным построением и насыщенным громким звучанием. Исполненные им соло повлияли на творчество таких известных групп, как «Boston» и «Styx». Можно также предположить, что гармоничное построение мелодий Мэя также привлекало внимание Тома Шольца (Tom Scholz).

 

ЛАРРИ КАРЛТОН (LARRY CARLTON)

“Kid Charlemagne”, 1976

Карлтон уже слыл легендарным сессионным гитаристом, мягкие гитарные партии которого напоминали Уэса (Wes), Пасса (Pass) и Трейна (Trane), когда вышла данная холодная композиция. Когда Карлтон скомбинировал ритмы рока и джаза, он, сам того не осознавая, создал эталон, на который и по сей день ориентируются практически все джаз-роковые музыканты. Если спросить Стива Лукатера (Steve Lukather), Роббена Форда (Robben Ford) или Майка Стерна (Mike Stern), кто в значительной степени повлиял на развитие их техники исполнения соло, их ответ будет однозначно в пользу Карлтона.

 

КАРЛОС САНТАНА (CARLOS SANTANA)

Europa (Earths Cry, Heavens Smile)”, 1977

У Карлоса Сантана мастерски получается вывести на передний план основную мелодию с ее протяжным и насыщенным звучанием, не позволяя угаснуть ей вплоть до заключительного соло (outro solo), а, напротив, способствуя ее величественному выделению на протяжении всей душераздирающей блестящей игры. Сантана на протяжении всей игры очень тонко контролирует звучание, поэтому его мелодия звучит более открыто, чем раньше. А когда он начинает использовать вау-эффект, интенсивность звучания возрастает, чуть ли не в 10 раз, хотя, казалось бы, что выше ноту взять невозможно. Говоря другими словами, композиция “Europa” и ее соло-пария – это один из лучших образцов изучения темпа, мелодизма и пространности звучания, а также лучший пример мастерского перехода к новым формам и отказ от старых традиций.

 

ЭЛ ДИ МЕОЛА (AL DI MEOLA)

“Race with Devil on Spanish Highway”, 1977

Безусловно, что и до Ди Меолы были гитаристы, которые играли так же быстро, как он, но никто не ставил это умение во главу угла. Его способность к быстрому и мастерскому снятию звука, собственная манера игры, которую он сам назвал «мутола» (“mutola”), подняли планку для отчаянных музыкантов, заинтересованных в увеличении времени снятия звука. Далекий от монотонного звучания, Ди Меола с его латино-американским чувством ритма всегда старался сделать свои композиции по-настоящему виртуозными. Его заслуга, кроме тог в том, что он доказал, что эмоциональное воздействие нот зависит от их расположения.

 

ЭДДИ ВАН ХАЛЕН (EDDIE VAN HALEN)

Eruption”, 1978

А что Вы можете сказать об этой адской каденции? Композиция, появившаяся в далеком 1978 году, и по сей день вот уже на протяжении более 40 лет является одной из самых впечатляющих в своем жанре. Эдди Ван Хален взял (известный также, как «EVH») гитару Strat со звукоснимателем с двумя катушками (хамбакер), MXR Phase 90, и усилитель формата «голова» с покрытием верхней панели из плексигласа (Plexi) Marshall и стал играть соло Клэптона, которые поражали каждого гитариста во всем мире. Именно техника двуручного тэппинга (two-handed tapping) Ван Халена привлекла всеобщее внимание и позволила сделать его соло одними из самых узнаваемых на ближайшие двадцать лет. Композиция “Eruption” оказала сильное влияние на творчество миллионов рок-музыкантов и, по-видимому, на каждого ребенка, посещавшего хотя бы раз гитарный центр.

 

АЛЛАН ХОЛДСУОРТ (ALLAN HOLDSWORTH)

“In the Dead of Night”, 1978

Как сказал Билл Брафорд (Bill Bruford), это соло представляет собой «94 секунды брачного союза живой страсти с техническим мастерством, которое должно войти в анналы истории мировой рок-музыки». Все признаки блестящего мастерства налицо: уравновешенность, темп, мелодия, скачки интервала Слонимского (Slonimsky interval jumps), тремоло-система и совершенно сумасшедший грув и ритм.

 

МАРК НОПФЛЕР (MARK KNOPFLER)

“Sultans of Swing”, 1978

Когда Марк Нопфлер выпустил этот шедевр, используя два звукоснимателя, он доказал всем гитаристам, что в роке не нужно использовать дисторшн-эффекты (distortion-эффекты), и нет необходимости пользоваться медиатором. Играя на гитаре Strat и используя средние звукосниматели, усилители Fender Twin Reverb и Roland JC-120, Нопфлер создал два мастерских энергичных соло, которые несколько напоминают стиль Чета Аткинса (Chet Atkins) и отличаются яркими нотами, мастерской подтяжкой струны и талантливыми арпеджио. Кроме того,  Нопфлер оказал сильное влияние на творчество гитаристов в течение последующих 20 лет. Когда говорят о «не совпадающем по фазе» тоне Start, имеется в виду именно эта мелодия.

 

МАЙКЛ ШЕНКЕР (MICHAEL SCHENKER)

“Rock Bottom”, 1979

70-е года вошли в историю рок-музыки, как великое время живых концертов, с классическими мелодиями от Фрэмптона (Frampton), Лиззи (Lizzy) и Теда Нагента (Ted Nugent), однако самым красивым соло по праву считается все-таки соло с двойного альбома Майкла Шенкера (Michael Schenker). Длинное соло в данной композиции обладает всеми лучшими качествами Шенкера, как музыканта: мелодия, динамика, тембр и зажигательность. Соло очень сильно впечатлило рокеров всего мира и повлияло на их творчество, включая таких гитаристов, как Джордж Линч (George Lynch), Винни Мур (Vinnie Moore), Акира Таканаси (Akira Takahashi) и Кирк Хэммет (Kirk Hammett).

 

ДЭВИД ГИЛМОР (DAVID GILMOUR)

Comfortably Numb”, 1979

Немногие соло могут сравниться с работой Гилмора в этой легендарной композиции. Играя на черной гитаре Stratocaster 1979 года с грифом 1962 года и используя звукосниматель DiMarzios, усилители Hiwatts и Yamaha RA-200, он создал из блюзовых соло нечто особенное, что в значительной степени повлияло на творчество многих музыкантов. Это соло по праву считается вершиной его мастерства как соло-гитариста.

 

ЭНГУС ЯНГ (ANGUS YOUNG)

You Shook Me All Night Long”, 1980

Композиция с таким названием должна содержать в себе сексуальное соло, не так ли? И это, правда! В этом мировом хите Янг обращается к чувственному направлению в блюзе, которое на самом деле по энергетике ближе к стилю фанк. Его пентатонные оттенки и великолепное звучание были созданы благодаря его старому усилителю Marshall и гитаре Gibson SG – прекрасное дополнение к безупречному ритму, интонации и построению музыкальных фраз.

 

РЭНДИ РОУДС (RANDY RHOADS)

Crazy Train”, 1980

После Ван Халена рокерам было нелегко произвести сильное впечатление своей игрой, но Рэндаллу Роудсу удалось это, когда состоялся его дебют с Оззи (Ozzy). Роудс позаимствовал что-то у Мика Ронсона (Mick Ronson), что-то у Гэри Мура (Gary Moore), а что-то даже у Баха (Bach) и, тем самым, стал одним из основателей стиля металл. Он не был первым гитаристом, которые сочетали классическую музыку и рок, но он открыл путь таким музыкантам, как Закк Уайлд (Zakk Wylde) и Том Морелло (Tom Morello).

 

СТИВИ РЭЙ ВОН (STEVIE RAY VAUGHAN)

Pride and Joy”, 1983

Вторая песня на дебютном альбоме Стива Рэя Вона “Pride and Joy” сразу покорила радиоэфир своей великолепной мелодией, запоминающимся текстом и необычным соло, в котором Вон сыграл ряд запилов с прекрасным звучанием на своем Fender/Dumble. Первоклассные композиции и его особый стиль игры, сформировавшийся под влиянием Альберта Кинга и Джимми Хендрикса, помогли создать уникальную классическую тему, которая стала основой для хита в стиле «рок для взрослых», который, по мнению многих рокеров, станет вечным. Стало очевидно, что все, кто думал, что может играть блюз с огнем и страстью, получили поучительный урок.

 

ИНГВИ МАЛЬМСТИН (YNGWIE MALMSTEEN)

Black Star”, 1984

Представитель Майка Уорни (Mike Varney), который занимался поисками великих гитаристов, имел уже достаточно опыта в этом деле, когда он впервые в 1983 году написал о молодом даровании с забавным именем из Швеции. Многие гитаристы впервые познакомились с Мальмстином на одном известном рок фестивале. С его умопомрачительной скоростью, совершенным арпеджио и запоминающимся вибрато, он не просто поднял планку мастерства для гитаристов, а в какой-то мере даже перебил ее. Ингви навсегда преобразовал стиль игры на гитаре, что докажет любой рокер, который играл арпеджио, например, Пола Гилберта (Paul Gilbert) или Джейсона Бекера (Jason Becker).

 

ДЖОРДЖ ЛИНЧ (GEORGE LYNCH)

The Hunter”, 1985

Линч вдохновлял бесчисленное множество рок- и металл-гитаристов в течение почти 30 лет своим идеальным сочетанием структурированного мелодизма и ярости – на всем диапазоне 16-барного соло. Это соло – прекрасный пример запоминающихся мелодичных мотивов наряду с насыщенным тоном и превосходным вибрато. На полпути Линч начинает обращаться к реактивным ритмам. Чередование снятия звука, постепенного снятия звука и игра легато в одной фразе создало неповторимый стиль. Тем не менее, Линч действительно показал всем гитаристам, сторонникам рваных ритмов, как построить внятную музыкальную фразу в середине мелодии и оставил свой след. В самом деле, его соло – единственные соло, которые не похожи на Dokken.

 

КИРК ХЭММЕТ (KIRK HAMMETT)

“Master of Puppets” 1986

На творчество Кирка Хэммета повлияли его учителя Джо Сатриани (Joe Satriani), Майкл Шенкер (Michael Schenker) и Thin Lizzy (Тин Лиззи). И в данной композиции это влияние проявляется особенно четко. Тремоло-система Хэммета и быстрое снятие звука вдохновили многих на то, чтобы зафиксировать середину соло, освоить теорию и играть умопомрачительные соло.

 

ДЖО САТРИАНИ (JOE SATRIANI)

Always with Me, Always with You”, 1987

Сатриани известен как мастер, владеющий первоклассной техникой игры на гитаре, однако в данной композиции, прежде всего, особый интерес представляет ее мелодическая сторона. В этой лирической балладе Сэтч (Satch – прозвище Сатриани) демонстрирует мягкость своего голоса и умение сочетать привлекательность со способностью вызывать изумление. Это знаменитое соло Сатриани теперь можно услышать в инструментальных гитарных композициях, балладах кантри, саундтреках к фильмам и рекламных роликах автомобилей.

 

КУРТ КОБЕЙН (KURT COBAIN)

“Come As You Are”, 1991

Несмотря на то, что Кобейн создал примерно столько же соло, сколько, к примеру, Джонни Рамон (Johnny Ramone), гитарист поздней Nirvana все-таки успел создать запоминающееся соло в этой композиции 1991 года. Предположительно используя гитарную педаль Boss DS-1 и гитарный эффект Electro-Harmonix Small Clone для модуляции трели, Кобейн переложил вокальную партию более эмоционально, и все поклонники буквально сошли с ума от полученного эффекта.

 

ЗАКК УАЙЛД (ZAKK WYLDE)

No More Tears”, 1991

Закк Уайлд (Zakk Wylde) был обречен на провал, когда он выступал вместе с Оззи. Белокурый юноша с гитарой Les Paul. Но публика позднее все же оценила его выразительное звучание, пронзительные гармоники и искрометные пентатоники. Так родилась новая звезда. Закк ориентировался, прежде всего, на Роудса (Rhoads), Билли Гиббонса (Billy Gibbons) и Фрэнка Марино (Frank Marino) в создании своих соло, которые стали символом нового поколения металлистов.

 

ДАЙМБЭГ ДАРРЕЛЛ (DIMEBAG DARRELL)

“The Great Southern Trendkill”, 1996

Когда Даррелл Эббот (Darrell Abbott) появился на сцене, мир гитаристов уже давно нуждался в новых лидерах после Ван Халена (Van Halen) и Рэнди Роудса (Randy Rhoads). Дарелл позаимствовал что-то из их стилей, что-то – из стилей Эйса Фрейли (Ace Frehley) и Ленарда Скинерда (Lynyrd Skynyrd), добавил немного фантазии и создал сногсшибательное соло. Так, в одной и той же композиции гармонично сочетаются Холдсуорт (Holdsworth), Эдди Ван Хален (EVH) и Билли Гиббонс (Billy Gibbons).

About The Author

Maria

Other posts by

Author his web site

14

07 2011

Your Comment

 









fv4