Играем как живая легенда — Дик Дэйл!

журнал GuitarPlayer

Живая легенда и икона Соединенных Штатов Дик Дэйл (Dick Dale), которого долгое время называли бесспорным Королем сёрф-гитары, на самом деле никогда не задавался целью определиться, в каком же стиле он играет – этим занималось множество энтузиастов, которые шли по его стопам.

Истинный одиночка, который своим единственным музыкальным кумиром называет Хэнка Уильямса (Hank Williams), Дик Дэйл просто играл мелодию, которую слышал в голове. Близость и родство с побережьем Калифорнии повлияли на то, что он оказался в правильном месте в правильное время, а неземной звук его гитары стал эталоном для множества подражателей.

Dick Dale видео

1. УКРОТИТЬ ЗВЕРЯ

Дик Дэйл остается верен своим инструментам уже больше пятидесяти лет, таким образом, существует только один способ обновить — или, по крайней мере, попытаться обновить — индивидуальное звучание его гитары.

В 1994 году Дик Дэйл заявлял: “Я извлекаю звук только из гитары модели Стратокастер с жесткостью струн .016.018.020.038.048,.058 и .060, используя при этом толстый медиатор.”

Прежде он рассказывал: “Я предан своему оборудованию — у меня были все модели, начиная с’57” (с GP 7/81).»

“Все модели” – это “Зверь” (“The Beast”) –  известная, золотистая гитара Фендера Стратокастера (Fender Stratocaster) (тираж которой был выпущен в 90-ых годах компанией Фендер Кастом Шоп (Fender Custom Shop)), и более новая модель, которую называют “Красота” (“The Beauty”), которая имеет гитарный усилитель Fender Dual Showman и отдельный ревербератор Fender Reverb.

Дик Дэйл изменяет параметры гитарного усилителя; это то, что он называет “Набор Дика Дэйла”, который по существу представляет собой переоснащение коллекционного  громкоговорителя большими магнитами, большей звуковой катушкой, толстыми проводами, покрытием алюминиевой пудрой и промазывание резиновым клеем передних краев.

Конечно, повторить «вибрацию» Дика Дэйла на 100% невозможно, но мы можем Вас заверить, что Вы получите удовольствие, если просто попытаетесь.

Давайте пропустим отдых и…

 

2. ПРОБЕЖИМСЯ

Его первая песня-визитка – инструментальная композиция “Let’s Go Trippin”, которая была записана его собственной фирмой Del-Tones в 1961 году  и считается первым творением в стиле сёрф-рок.

И хотя в ней не чувствовался его фирменный тремоло-стиль (более подробно об этом ниже), песня резонировала с композициями, которые исполнялись перед толпой на морском побережье Калифорнии, и поднялась на 4 место в местном чарте, породив огромную толпу последователей.

Революционная мелодия имеет тихое вступление, смотрите пример 1a, где Дик Дэйл чередует прямые и синкопированные аккорды, а пятый Е-аккорд (E и B) играет отрывисто в верхнем регистре на слабую долю, после чего приступает к исполнению главного I-аккордного риффинга.

Дик Дэйл добавляет этот простой, но очень эффективный прием, построенный на пентатонном звукоряде аккорда E, к IV и V аккордам (A и B) на протяжении всей стандартной 12-тактовой блюзовой/роковой прогрессии. Звонкий диссонанс, основанный на малых секундах, который следует за синкопированием в стиле, который можно назвать «Жак из Иллинойса встречает Чака Берри», из упражнения 1b представляет собой отличный пример того, как Дик Дэйл в начале своего творчества придавал остроты своему Е–минорному пентатоническому звукоряду. Попробуйте сыграть эти 4 такта, взятых из композиции “Surf Beat” (из альбома “Surfer’s Choice”), поскольку здесь брейкдаун обозначен только ритмической группой и ударами на сильную долю в 1 и 3 тактах, при этом ударяйте медиатором вниз. Юхуу!

 

3. МАСТЕР ТРЕМОЛО 101

Конечно, самой узнаваемой характерной чертой музыки Дика Дэйла является беспрестанное быстрое тремоло, техника, используемая при игре на мандолине, которая, в зависимости от темпа определенного отрезка,  заключается в разделении каждого такта на четыре, шесть или восемь повторений чередования нот, которые играются отрывисто.

Дик Дэйл в основном использует эту технику для увеличения звучания нот, но также и для создания фирменного звука, напоминающего грохот волн и рев гоночных автомобилей.

В упражнении 2а показаны три наиболее распространенных ритма, в которых играют тремоло, поэтому разберитесь с каждым из них и используйте рекомендованный темп.

Именно здесь сами ноты играют последнюю роль, попытайтесь взять ноту E на нижней струне. Возьмите крупный медиатор и чередуйте нажатия рукой на медиатор. Труднее, чем кажется на первый взгляд, не правда ли?

Подсказка: возможно Вам придется приспосабливаться к захвату подобного медиатора.

Следующее упражнение 2b иллюстрирует шесть ритмических вариаций, которые мы нашли у Дика Дэйла. Попробуйте применить каждое упражнение к двенадцатому аккорду Е, как было показано выше, и добавьте другие ноты на разных струнах. И наконец, упражнение 2с показывает два разных способа выделения подобного такта прямых шестнадцатых нот, сначала с группировкой 4×4, а затем с конфигурацией a 6+6+4. Хорошо изучите то, что описано выше, поскольку тремолообразное звукоизвлечение пригодится, когда придет время…

 

4. СДЕЛАТЬ КАК ДИК ДЭЙЛ

В принципе, существует еще один “Набор Дика Дэйла” (“Dick Dale Kit”), который возможно применить к тремолообразным мелодичным линиям и рифам.

В данном случае, в примере 3а мы играем простую мелодию (Подсказка: предположим “Born to Be Wild”) и обрабатываем ее при помощи двух различных видов тремоло.

В упражнении 3b мы добавляем тремоло только к двум первым долям в такте, а в упражнении – полные, непрерывные шестнадцатые. Попробуйте все три вида ритма, в которых играют тремоло, при различном темпе. “Остановочное” звукоизвлечение, которое показано в упражнении 3b, представляет собой очень важное упражнение, которое использовалось в композиции “Surf Beat”.

Обратите внимание, что в упражнении 3d в рифиинге, который исполняется в низком регистре, используется тремолообразное звукоизвлечение только для четвертных нот, все восьмушки нисходящие (как обычно) и полные.

Вы можете сыграть оригинал всей двенадцати тактовой песни, проиграв упражнение 3d в тактах 1-4 (IV аккордом А), сместив тот же самый рифинг выше в тактах 5 и 6, повторив упражнение 3d в тактах 7 и 8, а затем поместив рифинг V-IV (B-A) из упражнения 3e в такты 9 и 10, и затем снова повторив упражнение 3d.

И сейчас Вы готовы…

 

5. ДАТЬ СЕБЕ ВОЛЮ В КОМПОЗИЦИИ “TERRA DICKTYL”

Конечно, собственная терминология Дика Дэйла для тремолообразного звукоизвлечения, похожего на звук пулемета (одной из своих песен, созданных в 1994 году, он даже дал название Неизвестная территория (Unknown Territory)).

Самое известное перемещение, которое мог выполнить только Дик Дэйл, его полунемое, тремоло-глиссандо — перемещение вверх и вниз по струне с нотой E.

Для того, чтобы показать его, попробуйте повторить упражнение , исполнив его как однотактовый затакт или опускайтесь в последнем такте песенной прогрессии (это создаст аналогичный эффект).

Следующее рифинговое упражнение 4b, которое является вступлением песни “Terra Dicktyl”, выглядит агрессивным, поскольку в нем используются нетремолообразные, ниспадающие хроматические восьмушки на первую и третью долю каждого такта, а в промежутке – тремолообразные, открытые четверти с точкой на ноте E, которые исполняют роль педали.

Когда Вы дойдете до третьего такта, просто повторите данную комбинацию в следующих трех тактах, а затем следуйте написанному.

Идем дальше, двухтактовая С-минорная мелодия в упражнении 4c сочетает в себе синкопированное остановочное тремолообразное звукоизвлечение в первом такте и его отсутствие во втором такте.

Подсказка: используйте струну Fm, IV минорный аккорд.

И, наконец, в упражнении 4d Дик Дэйл на протяжении семи тактов создает необычное напряжение, используя Bo Diddley beat с продолжительным звучанием тремоло звука F, который используется в этом звукоряде, построенном на ноте E. Тремоло-зрелище!


6. ВОЗЬМИТЕ ВЫШЕ

Мы сосредоточили все внимание на рифинге Дика Дэйла, который исполняется в низком регистре.  Хотя большинство приемов можно также применять и в верхнем.

Подсказка: Вы можете сыграть любой из предыдущих рифингов (нота E низкого регистра) в верхнем регистре, используя туже партитуру.

Например: в упражнении тремоло-глиссандо из упражнения было преобразовано в «визжащий» звук сирены путем изменения шестиструнного аккорда Е на одну девятнадцатую палуприкрытую кварту и добавления глиссандо на доле с целью усиления всего эффекта. Упражнение 5b напоминает упражнение 4b, но в данном случае мы спускались хроматически на первой струне, и в это же время играли тремоло, состоящее из двух шестнадцатых и восьмушек, и педализировали открытый аккорд E (немного похоже на стиль Блэкмора (Blackmore))! Дик Дэйл всегда использовал мелодию, построенную в верхнем регистре в диатоническом ладу, например, терции в прогрессии IV-V (G-A) в упражнении 5c. Потрясающе!


7. ПРИСТРАСТИТЕСЬ К НЕОБЫЧНОМУ

Большинство композиций из репертуара Дика Дэйла построено на необычном звукоряде; ключевым является фригийский лад (упражнение 6а) или Венгерская гамма (Hungarian Gypsy) (известная также как Византайская (Byzantine) или Двойная гармоническая (Double Harmonic); упражнение 6b) и Испанская гамма (известная также как фригийская доминанта; упражнение). Мы сыграли каждую гамму на шестой струне и обозначили ее формулу.

Почему мы использовали только одну струну?

Как Вы вскоре убедитесь, Дик Дэйл часто играл необычные мелодии, используя только одну струну (иногда прижимая струну к грифу!), возможно, с целью сохранения темпа при быстром темпе тремоло. Обратите внимание, что все три гаммы имеют b2, E-фригийский лад имеет b3, а остальные два имеют обычные 3s. Попробуйте сыграть все три гаммы с добавлением тремоло или без него на струне с нотой E при нисходящем и восходящем тоне, последовательность терций, а затем придумайте свои собственные мелодические линии. Через несколько минут Вам все это пригодится. Но сначала Вы должны…


8. ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА КОМПОЗИЦИЮ “THE WEDGE”

Песня-визитка Дика Дэйла “The Wedge”, названная в честь знаменитого пляжа в г. Ньюпорт, Калифорния, который является местечком для серфа, представляет собой пример безостановочного тремоло со смещением тактового размера.

Аранжировка, записанная в упражнении 7, является отрывком из композиции Checkered Flag (1963 год) и представляет собой затакт из короткого тремоло глиссандо, после чего следует мелодия, которая имеет окраску “макаронного” вестерна, основанная на А-минорной гамме. Не забудьте делать паузы между тремоло в 1 и 2 тактах, обратите внимание на последующую неистовую фразировку, основанную на одной ноте, выполненную в тактовом размере 6/4 и 4/4, а также на ниспадающее глиссандо на четвертой струне в последнем такте. Закрепляйте этот рифинг до тех пор, пока Вы не сможете исполнить его без ошибок, однако подождите – это еще не все. Вам остается…

 

9. СДЕЛАТЬ ЭТО ЕЩЕ РАЗ

Композиция “The Wedge” также представляет собой отличную возможность для изучения того, как Дик Дэйл изменяет оттенки музыки в многочисленных записях своих песен.

Сравните аранжировку из упражнения 7 с упражнением 8, в котором представлен более быстрый темп, полный затакт глиссандо, отсутствуют паузы, имеются ломаные E5-аккорды и тремоло глиссандо, которое прерывается дважды и исполнено в верхнем регистре (композиция взята из сборника песен “Greatest Hits”, выпущенного в 1961-1976 годы); вскоре становится очевидно, что две эти аранжировки имеют в равной степени законченный вид.


10. НЕОБЫЧНАЯ КЛАССИКА

Если и существует какой-либо рифинг Дика Дэйла, о котором Вам необходимо знать, то это скоропалительный огонь в композиции “Miserlou”.

“Miserlou” – это необычная песня, как говорят, греческого происхождения, которая относится к 1930-м годам. Существует, по крайней мере, четыре аранжировки, сделанных Диком Дэйлом. Мы займемся одной из них из сборника песен “Greatest Hits”, выпущенного в 1961-1976 годы.

Песня строится на Венгерской E -гамме (Hungarian Gypsy), используя ее во всей красе, с применением каждой ноты. В упражнении показано вступление, которое проигрывается дважды.

Подсказка: попробуйте поменять местами упражнение 8a и 4b или 5b и 4a или 5a.

В завершении этой шестнадцати тактовой мелодии сыграйте тремоло из следующей ниспадающей последовательности секунд – C, B-C, B, A-B, A, G#-A, G#, F, E – а затем сделайте три повтора сочетания четверти и восьмой, после чего сыграйте еще две четверти и два такта тремоло целыми тонами. Используйте ту же ритмическую и звуковую схему для последовательности B, A-B, A, G#-A, G#, F-G#, F, F, и E и дело сделано.

В упражнении 9b показан пример фигуры брейкдаун, основанной на последовательности Am-G-F-E, имеющей одинаковую ритмическую группу и удары на сильную долю в каждом такте. Используйте 6+6+4 акценты на тремоло из упражнения 2c (они становятся явными в 5 и 6 тактах) для всего рифинга, за исключением последнего такта.

Подсказка: вернитесь и используйте эти акценты для полных нот в упражнении 7.

Так в чем же секрет? Почему необходимо научиться играть на одной струне?

Как только Вы научитесь играть композицию “Miserlou”, Вы сможете «перебирать струны гитары, держа ее у себя за спиной». Да здравствует, Король!

About The Author

Maria

Other posts by

Author his web site

Your Comment

 









fv4